Другое

Вопросы безопасности в постковидном мире приобретают новые контуры

Кыргызстану для обеспечения безопасности нужна база ОДКБ на юге и поправки в закон об НПО. К такому выводу пришли участники онлайн конференции: «Вызовы и угрозы безопасности Кыргызстана в условиях активизации общественно-политических процессов», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.

Участниками дискуссии было отмечено, что 2021 год ознаменуется для Кыргызстана чередой выборных процессов – в январе прошли досрочные выборы президента и плебисцит по форме правления, на апрель намечен референдум по конституционной реформе и выборы в местные кенеши, в мае должны состоятся выборы в Жогорку Кенеш КР.

По оценкам экспертов, эти события могут иметь определенные негативные последствия, т.к. политические процессы в стране, происходящие на фоне сохраняющихся угроз со стороны международных террористических и экстремистских группировок, могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации ситуации как в республике, так и в центрально-азиатском регионе в целом.

— Сегодня наше информационное пространство заполнено такими политическими событиями, как выборы и референдум, в прошлом центральное место в медийной сфере занимала пандемия. Эти темы затмили собой вопросы, связанные с безопасностью. Но это не значит, что исчезли вызовы и угрозы со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма, они сохраняются и даже интенсифицируются. Несмотря на карантинные меры, спецслужбами Кыргызстана задерживаются члены тех или иных террористических или экстремистских группировок, — отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Он также обратил внимание на попытки отдельных иностранных государств влиять на внутриполитическую ситуацию в республике.

— Мы видели, что со стороны посольства США была неоднозначная реакция на послевыборные октябрьские события в прошлом году, когда в Кыргызстане сменилась власть. Так же имели место неодобрительные заявления американского диппредставительства относительно референдума по конституционной реформе, которая была инициирована уже действующим президентом Садыром Жапапровым, — напомнил эксперт.

По его словам, сегодня за общественно-политической ситуацией в Кыргызстане пристально следят соседи республики по региону, а также стратегические партнеры и союзники по ОДКБ.

— Понятно, что вопросы безопасности являются наиболее знаковыми в кыргызско-российском сотрудничестве, потому что экономическое сотрудничество то повышается, то понижается, тогда как на протяжении всех лет сотрудничества двух стран тема безопасности всегда была в числе ключевых. Поэтому, я думаю, что не случайно в состав делегации первого официального визита нашего президента в Москву были включены представители силовых ведомств КР, — добавил Игорь Шестаков.

Продолжил тему президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. Он назвал знаковым визит главнокомандующего Кыргызстана в Россию, которая является стратегическим союзником республики.

— Состав делегации говорит о том, что на повестку дня переговоров вынесены вопросы обороны и безопасности. Практически с первых дней прихода Садыра Жапарова к власти по линии спецслужб и оборонных ведомств проводилась большая консультативная работа по выстраиванию систем взаимосвязи и восстановлению тактик, утраченных в последнее время. Это касается широкого спектра вопросов – исламского радикализма, устремления в регион террористических группировок, бактериологических угроз и т.д., которые должны перейти в практическую фазу в самое ближайшее время, — рассказал эксперт.

Он заострил внимание на глобальных вопросах безопасности, подчеркнув, что сегодня мир вошел в новый этап активности в мире – этап гибридных и прокси войн, которые реально влияют на международную обстановку, и достигают тех же последствий, что и при горячей фазе войны.

— Мы находимся в очень непростой ситуации, когда наши противники через социальные сети и масс-медиа наносят удары по ключевым элементам нашей безопасности – по спецслужбам, армии и т.д. Это детальный стратегический план с продуманными шагами, поэтому нам надо это понимать и строить свою систему безопасности в увязке с ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, — уверен Юрий Погиба.  

Он пояснил, что сегодня западными теоретиками используется модель гибридных центрических войн, которые наносят урон и расшатывают ситуацию в той или иной стране в интересах определенных государств. Эта модель наносит точечные удары по пяти направлениям – правительство, производство, инфраструктура и коммуникации, а также население и вооруженные силы, причем, по каждому из этих направлений разведслужбами и неправительственными организациями проводится отдельная работа.

— При работе с каждым из этих направлений используются узловые внутренние и региональные проблемы, которые создают предпосылки для построения будущих форм ведения войны, где используются три элемента. Первый – моральная или идеологическая война, т.е. разрушение воли противника к достижению победы путем его отделения от действительных или потенциальных союзников, а также внутренний подрыв системы его ценностей и взглядов. Второй – это ментальная война, при которой осуществляется деформация и искажение восприятия реальности противником на основе дезинформации, заложенной в ложной матрице, распространяемой через социальные медиа, IT-технологии и т.д. И третий элемент – это физическое разрушение ресурсов, которое порой осуществляется руками самого противника по рекомендациям иностранных экспертов, — рассказал ветеран спецслужб.  

Говоря о целях западных проектировщиков, он обратил внимание, что они не являются конспирологическими и открыто декларируются Вашингтоном – противостояние России и Китаю, которые США намерены «перевоспитать» и заставить идти их в рамках своей политики.

— Нас ждут серьезные испытания не завтра или послезавтра, а уже сегодня. Я бы хотел отметить статью «Администрация Байдена будет оказывать давление на Кыргызстан», вышедшую на «Регион.kg» и статью «США готовят Кыргызстан к новой революции?» на «Сноб.kg», где авторы дают полную картину происходящего и акцентируют внимание, на том, что выборы и референдум могут стать теми самыми триггерами, которые могут использовать иностранные государства для дестабилизации ситуации, — отметил Юрий Погиба.    

На то, что мир изменился и в пост ковидной реальности возникают новые угрозы и вызовы, обратил внимание эксперт в вопросах безопасности, ветеран ГКНБ Таалайбек Джумадылов. По его словам, в новом миропорядке все старые глобальные угрозы, такие как международный терроризм, религиозный экстремизм, транснациональная преступность и т.д. сохраняются, но параллельно с ними начинается холодная война 2:0. 

— Новая администрация Байдена в доктринальные документы и стратегии ничего нового не внесла, она просто ещё раз обозначила противников США, т.е. в ближайшее время политика коллективного запада будет направлена на сдерживание России и Китая, — отметил эксперт.

Центральная Азия рискует стать главным полем битвы в этой войне, в частности это касается Кыргызстана, который находится на геополитическом в перекрестке, где сходятся интересы крупных геополитических игроков – с севера России, с востока Китая, с запада англосаксонского блока, и с юга исламского мира.

— Учитывая, что мир меняется, нам нужно сделать ревизию концепции нашей безопасности, провести ранжировку угроз по всему спектру – в военно-политической и оборонной сферах, в сфере экономической, финансово-кредитной, продовольственной и экологической безопасности, и, прежде всего, в сфере обеспечения безопасности здоровья и благополучия наших граждан, а потом в срочном порядке принять новую четкую, понятную и актуальную концепцию. Сейчас нам нужно понять, что мы будем делать с наступлением прогнозируемой третьей ковидной волны. На этом фоне актуализируется вопрос, вакцину какой страны мы получим, — обратил внимание ветеран спецслужб.

Он убежден, что в сфере глобальных угроз и ответов на вызовы ключевой задачей Кыргызстана должен стать отход от принципа многовекторности, который себя не оправдал.

— Нам нужно выбрать одну сторону, какую, думаю, выбор очевиден, и двигаться в этом направлении. В плане соблюдения международных соглашений Кыргызстан должен стать предсказуемым и надежным партнером, пора перестать метаться от одной модели государственного устройства к другой, потому что ни к чему хорошему это не приведет. Нашей стране нужно отходить от дискредитировавших себя лекал и матриц, которые нам нарисовали внешние кукловоды, и по которым мы живем последние тридцать лет, а для этого нам нужно отказаться от рекомендаций, которые нам дают Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и их эксперты, — подчеркнул эксперт.

По его словам, единственным надежным щитом безопасности для Кыргызстана является ОДКБ.

— Чтобы самостоятельно отвечать на вызовы и угрозы, мы не располагаем ни ресурсной базой, ни даже кадрами, к сожалению. Поэтому инструментарию Организации договора коллективной безопасности нет альтернативы, — добавил Таалайбек Джумадылов.

Разделяет данную точку зрения и доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист КР, член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев, который уверен, что обеспечить безопасность Кыргызстана не может ни Запад, ни Китай.

— В вопросах безопасности мы можем рассчитывать только на Россию. Нельзя забывать, что сохраняется угроза со стороны Афганистана – есть информация, что на севере страны концентрируются лагеря боевиков, которые готовят атаки на Центральную Азию. Усугубляет ситуацию то, что среди них много выходцев из стран центрально-азиатского региона, которые в течение десяти лет уходили воевать на стороне террористов. Я считаю, что для сохранения территориальной целостности нашей республики и пресечения наркотрафика, проходящего через наши южные рубежи, необходимо возобновить обсуждение вопроса по размещению еще одной военной базы ОДКБ – в Баткенской или Ошской области Кыргызстана, — подчеркнул юрист.

Доктор политических наук Азамат Темиркулов в свою очередь обратил внимание на интенсификацию приграничных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном, подчеркнув, что они стали происходить в зимний период, чего раньше не случалось.

— Если в прошлом году на границе Кыргызстана и Таджикистана было необычно тихо, и мы практически ничего не слышали о приграничных конфликтах, то сегодня мы видим их нехарактерное для этого времени года обострение. Я полагаю, что в связи с пандемией эти проблемы на какое-то время отошли на дальний план, где они накапливались, и теперь снова выходят наружу, но теперь уже с большей интенсивностью. Точно также обстоят дела с вопросами терроризма и экстремизма, — отметил политолог.

По его словам, прежние вопросы безопасности будут актуализироваться с новой силой по мере затухания пандемии.  

— Когда на первое место вышла борьба с распространением коронавирусной инфекции в мире, все остальные вопросы, которые до этого стояли на повестке дня, отошли на задний план, т.к. условия жесткого карантина, в которых оказались практически все страны мира, лишили экстремистские и террористические группировки мобильности и вынудили их находится на территории тех или иных стран. Но это не означает, что данная проблема была нивелирована, она становится еще более актуальной для стран центрально-азиатского региона после того, как рухнула глобальная архитектура безопасности, — подчеркнул эксперт.

Он пояснил, что Потсдамский мир – сформированная в 1945 году система мировой безопасности – перестал работать и выполнять свои функции, о чем свидетельствуют нынешние отношения США с Россией и Китаем.

— Долгое время у сильных мира сего не доходили руки до реформирования Совета безопасности ООН, поэтому сейчас все эти проблемы и проявились в такой острой форме. Естественно, террористические и экстремистские группировки наблюдают за происходящим. Они учитывают, что страны заняты не только социально-экономическими проблемами, но и проблемами безопасности, возникшими в результате коллапса ее глобальной архитектуры, который в свою очередь повлек за собой обострение региональных конфликтов. Я думаю, что террористы могут использовать эти факторы в своих интересах, — сказал Азамат Темиркулов.  

Обращаясь к прошлогоднему заявлению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, он напомнил, что на севере Афганистана сегодня происходит концентрация переброшенных из Сирии боевиков Талибан и ИГИЛ, силами которых сформирован плацдарм, который, возможно, будет использован для попыток проникновения в ЦА.

— Важную роль здесь будет играть имеющая высокий конфликтный потенциал приграничная ситуация между Кыргызстаном и Таджикистаном. Сегодня от нее во многом зависит стабильность всего региона. Я думаю, что весной 2021 года на первом месте в повестке безопасности должны стоять вопросы, касающиеся обстановки в Ферганской долине. Правительства стран ЦА должны уделить им особое внимание, — уверен политолог.

Единственным гарантом безопасности Кыргызстана и стран ЦА он назвал ОДКБ, подчеркнув, что этот вопрос не может зависеть от стран или партнеров, которые физически территориально не присутствуют в регионе.

На проблемы наркотрафика из Афганистана, сросшегося с террористическими структурами, обратил внимание российский политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. По его данным, сегодня многие маршруты поставки опиатов из Афганистана контролируют Исламское движение Узбекистана, Талибан и ИГИЛ, которые не только черпают из наркотрафика финансовые средства, но используют контрабандные пути для проникновения на территорию постсоветского пространства, формируя свои криминально-террористические ячейки в местах, близких к путям транспортировки наркотиков.

— В 2019 году наблюдался достаточно серьезный спад незаконного трафика наркотиков, но на текущий момент ситуация стала меняться. Согласно данным, опубликованным в Таджикистане, в прошлом году наркотрафик скакнул примерно на 50 процентов, т.е. вырос в полтора раза. Есть опасения, что по мере активизации человеческой мобильности будут активизироваться и проникновения террористов на территорию Центральной Азии. В этой ситуации необходимо противодействие со стороны силовых ведомств, а также усиление работы по линии ОДКБ и СНГ. Я считаю, что давно уже созрел вопрос о создании комитета глав разведок в рамках ОДКБ. Необходимо создание новых каналов по обмену информацией, — поделился своим видением российский эксперт.

Он также считает, что необходимо наращивать идеологическую работу по линии духовных управлений мусульман, тем более на фоне возвращения в регион тысяч граждан, которые находились в зоне боевых действий.

— Формально это семьи террористов, фактически же это те люди, которые долгое время прожили среди террористов и подверглись индоктринации. Сегодня работу с ними ведут недостаточно активно власти во всех странах региона. Эти задачи зачастую делегируются иностранным неправительственным организациям, что, на мой взгляд, является недопустимым, потому что такой опасный с точки зрения терроризма контингент предлагают мониторить людям, которые финансово зависимы от иностранных структур, а значит решают проблемы других стран, — подчеркнул Никита Мендкович.

Детализируя угрозы, которые стоят непосредственно перед Кыргызстаном, он подчеркнул, что уже весной в республике возможна очередная попытка государственного переворота.

— В США сменилась администрация, к власти пришёл Джозеф Байден, который в ходе предвыборной кампании неоднократно озвучивал тезис о том, что в целях давления на Москву и Пекин необходима смена режимов в соседних государствах, прежде всего, в странах СНГ. Он озвучил это прямым текстом, поэтому вполне очевидно, что что угроза поддержки цветных революции со стороны запада присутствует. Со стороны действующей власти КР необходимы активные меры по противодействию угрозам, в том числе внешнего вмешательства в политическую жизнь страны. Если новое руководство ставит перед собой задачи по развитию страны, в первую очередь нужно решать вопросы безопасности, в противном случае все достижения будут уничтожаться деструктивными силами, — подчеркнул политолог.

По его мнению, для решения многих из этих проблем в Кыргызстане необходимо принять поправки в закон «О неправительственных организациях», разработанные при аппарате предыдущего президента.

—  В том проекте речь шла лишь о повышении прозрачности при получении денег из-за рубежа и их расходовании. Но мы помним, какая поднялась истерия со стороны местных НПО в ответ на нормальные и логичные требования. Я должен напомнить, что в США уже долгие годы данные по финансированию неправительственных организаций должны публиковаться, они доступны гражданам в публичных реестрах. В Кыргызстане же, в частности у тех неправительственных организаций, которые созданы западными структурами, это вызвало самую настоящую истерику, возможно потому, что им есть что скрывать, — добавил Никита Мендкович.  

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

Источник: http://pikir-klub.kg/sobytiya/2648-voprosy-bezopasnosti-v-post-kovidnom-mire-priobretayut-novye-kontury.html?fbclid=IwAR2naaHCAZqJCyTR3cQOJjW1i3kTranqdd5_5KckWAUewfp3A0OLtSDoQ4I

Добавить комментарий