KyrgyzworldКыргызстанПолитика

В чем сила БРИКС? Возможности для Кыргызстана.

Несмотря на уже длительную историю инициативы БРИКС, особое внимание к данному объединению было приковано в последние годы. В настоящий момент страницы мировых таблоидов регулярно публикуют ряд новостей об успехах и деятельности международного содружества. Одни страны видят в БРИКС панацею от определённых сложностей в своей экономике, другие – потенциал для дальнейшего укрепления своего статуса на международной арене, третьи же – угрозу своим интересам.

БРИКС представляет собой межгосударственное неформальное объединение динамично развивающихся стран. Иными словами, это площадка для укрепления всестороннего взаимодействия между теми государствами мира, чьи экономики имеют высокий потенциал для роста. В настоящее время в объединение входят пять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Результатом последнего саммита в Йоханнесбурге (ЮАР) стало согласование новых членов, которые официально пополнят ряды БРИКС с 1 января 2024 года. К ним относятся Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия и, до настоящего момента, Аргентина.

Буквально на днях, новоизбранный президент Аргентины Хавьер Милей направил в Китай и Россию официальные письма с решением отклонить приглашение о вступлении в БРИКС. Тем самым он поставил точку в вопросе, который долгое время широко обсуждался не только среди местных политиков, но и в вышеупомянутом объединении. Данное решение было лишь вопросом времени, учитывая крепкие проамериканские взгляды аргентинского президента.
Но, как молвит пословица: «Собаки лают, караван идет». Согласно комментариям китайских и российских политиков, решение Хавьера Милей никак не отразится на двусторонних отношениях. Сотрудничество Пекина и Москвы с Аргентиной продолжит развиваться без каких-либо изменений. И, тем более, решение аргентинского президента не окажет влияния на деятельность содружества БРИКС.

В этой связи, очень важно отметить основополагающий момент, о котором забывают многие мировые эксперты и политологи: БРИКС нельзя назвать международной организацией, поскольку у него нет устава, хартии или какого-либо другого основополагающего документа, определяющего его деятельность. Именно поэтому применительно к БРИКС правильнее использовать слово «объединение». Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания объединения, это наглядно показало. В этом статусе кроется как слабость, так и сила данного содружества.

Учитывая отсутствие основополагающих документов, практически все решения, принимаемые в ходе саммитов БРИКС, носят плановый и рекомендательный характер. Данный аспект не позволяет странам-участницам двигаться согласовано в одном направлении. Именно поэтому за столько лет своего существования это объединение развивается медленными и постепенными шагами.

Кроме того, БРИКС не имеет определенной структуры и иерархии. Страны-участницы объединения учредили национальные деловые советы и рабочие группы на плечи которых возложены задачи по координации деятельности в рамках содружества. Основная же деятельность, которая носит практический характер, осуществляется множеством организаций под брендом БРИКС. В ходе целого ряда международных мероприятий, которые проходят под маркой БРИКС, субъекты реальной экономики стран-членов объединения устанавливают контакты и самостоятельно развивают отношения в профильных областях.
Именно в этих аспектах, которые с первого взгляда кажутся слабыми сторонами БРИКС, кроется основополагающий принцип данного объединения, благодаря которому содружество завоевывает всё больше сторонников по всему миру. Это принцип равенства и свободы функционирования.

Как уже было сказано, БРИКС не является организацией. Это объединение стран, преследующих собственные национальные интересы и разделяющих схожие принципы и взгляды. Другими словами, БРИКС является международным «клубом по интересам», где каждое государство вольно выбирать те сферы сотрудничества, которые подходят именно ему. В рамках такого взаимодействия тебя не сковывают конкретные доктринальные обязательства, на тебя не накладываются указания «свыше», преследующие интересы одной страны. Этот фактор является отличительной чертой БРИКС.

Другим аспектом данного объединения, который вызывает сильную озабоченность США и ЕС, является политический тренд на регионализацию. В настоящее время БРИКС выступает не просто содружеством, а полноценной «идеологией», в основе которой лежит принцип равноправного сотрудничества и учета национальных интересов своих партнеров. Идеи БРИКС привлекают те страны, которые не приемлют навязанного Западом, и в первую очередь США (как его безусловным лидером), мирового порядка — как в экономическом, так и в политическом плане. Вот почему Соединенные Штаты очень тревожит планомерное и гармоничное развитие БРИКС: в Вашингтоне понимают, что это ярко выраженный вызов американскому глобальному доминированию.

Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, сотрудничество в рамках БРИКС находит все больший отклик среди стран Центральной Азии. Учитывая географическое положение региона, одними из основных экономических партнеров на постоянной основе выступают Китай и Россия. Центральноазиатские республики уже давно являются членами таких международных организаций как ЕАЭС, ШОС, китайской инициативы «Один пояс, один путь». В это связи, формат БРИКС выступает усиливающим элементом, который дополнит сотрудничество в рамках уже имеющихся инициатив.

В частности, Кыргызская Республика уже на протяжении многих лет является активным участником формата БРИКС+. Национальные делегации регулярно посещают целый ряд международных мероприятий, проводимых под брендом БРИКС, начиная от саммитов объединения и заканчивая муниципальными форумами. В этой связи возникает вопрос – почему бы не стать полноценным членом содружества?

За данную идею говорит ряд факторов, которые были обозначены выше. Членство в БРИКС не несет на себе обязательств перед другими странами, что отвечает национальным интересам Кыргызстана. Кроме того, сотрудничество в рамках объединения не подменяет собой развития двусторонних связей, а является развитием существующих. Данный аспект позволит укрепить не только уже имеющиеся проекты с Китаем и Россией, но и активизировать двустороннее сотрудничество с Индией, ЮАР и Бразилией, а с 2024 года со странами Северной Африки и Ближнего Востока.

Другим важным моментом, которое дает полноправное членство Кыргызстана в БРИКС, является доступ к Новому банку развития (НБР), который функционирует в рамках объединения с 2015 года. Основной целью НБР является финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах, а его капитал составляет порядка 100 миллиардов долларов. Данный фактор вписывается в национальные интересы Бишкека в рамках участия в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Объединение финансовых возможностей НБР и заинтересованности Китая в продвижении своей инициативы позволят Кыргызстану активно развивать собственные проекты в области инфраструктуры и логистики, что является шагом на пути к созданию международного транспортного хаба на своей территории. Кроме того, эти проекты будут способствовать созданию дополнительных условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики на глобальном рынке.

Однако политические круги Кыргызстана может волновать один момент – как решение о членстве в БРИКС может отразиться на сотрудничестве с США и странами ЕС. Как показала практика – вполне в позитивном ключе. После решения о членстве в объединении, страны Запада активизировали свои контакты с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией. Руководство западных держав пришло к осознанию того момента, что рынки и текущие проекты в указанных странах могут реально быть переориентированы на государства содружества БРИКС. Для того, чтобы сохранить свое влияние и присутствие в экономиках этих стран, США и ЕС придётся предложить что-то большее, чем то, что могут дать партнеры по БРИКС.

Сергей Кривощапов

Добавить комментарий