Накануне выборов в Кыргызстане не счесть версий развития событий. Наиболее популярны те, что предрекают беспорядки, демонстрации и митинги недовольных результатами выборов и даже реальный бунт с переходом в очередную «революцию».
Заговор генералов?
На днях на Международном конгрессе политологов российский эксперт Александр Собянин заявил, что «нравится это или нет, но за всеми стоят русские силовики. И за северными, и за южными, и за якобы исламистскими — за всеми. И это не позиция России, а позиция отдельных российских групп — конкретных генералов, политиков, полковников, политологов, чиновников и так далее».
В принципе, заявление сенсационное. Однако возникает много вопросов. Почему мы до этого ничего не знали? Почему кыргызские силовики «проспали» этот момент? Или просто не говорили? Зачем каким-то российским генералам, не представляющим государство, вся эта возня? Какой у них интерес? Каковы механизмы их воздействия на кыргызских политиков, кланы? Кто это конкретно? Они не могут действовать сами по себе, значит, они представляют некие, реальные или тайные, сообщества, группы? Откуда такая информация? Какова цель этих людей?
Очень много вопросов, которых Собянину не задали, а он, соответственно, не ответил. Скорей всего, его заявление можно просто забыть. Сказать, что эта теория не имеет под собой почвы, можно. Но в Кыргызстане возможен любой поворот событий, даже полуфантастический. За последние пятнадцать лет нас к этому приучили две «революции» и множество бунтов, особенно перед и после выборов.
Версия Собянина, конечно же, из серии конспирологических, скорей всего, ему, как и многим другим экспертам, мерещится заговор перед парламентскими выборами. Но чаще всего, все эти эксперты и политологи ограничиваются фразами типа «политическая ситуация неоднозначная» или же «есть предпосылки». Хотя заговоры все же есть. Но они очевидны, плетутся давно и у всех на глазах.
Заговор послов?
Речь о том, что такие страны и их представительства в Кыргызстане в виде посольств, представительств зарубежных госучреждений и общественных организаций с момента их появления в республике вовсю занимаются тем, что стараются влиять на внешнюю и внутреннюю политику страны. Делают они это разными способами, «лидируют» здесь США и их союзники.
То, что США расплодили в Кыргызстане неправительственные организации, знают все. Они не сами по себе появились. У американцев есть деньги, которые они готовы дать тем, кто будет отстаивать их интересы. Изначально и чаще всего НПО создавались именно по этой причине, то есть были люди, готовые зарабатывать, служа «великой американской демократической идее». Потому же появились англичане, немцы и мелкие другие.
Периодически, в зависимости от политической и экономической ситуации, их тактика менялась. К примеру, можно отметить, что в нулевых годах часто можно было увидеть по ТВ и в газетах рекламы о раздаче грантов и призывы к НПО участвовать в конкурсах. Теперь их нет. Гранты теперь выдаются проверенным и надежным организация, доказавшим преданность «идее».
Смена тактики выражается также в том, что теперь сделана ставка на проникновение во власть преданных людей. Чаще всего это НПОшники, бывшие или действующие сотрудники зарубежных организаций, выпускники зарубежных ВУЗов, стипендиаты различных зарубежных программ.
Используются некоторые моменты в законодательстве, которые позволяют проталкивать своих людей во власть. Например, в «национальной стратегии Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года» упоминается, что именно женское движение, представленное, женскими общественными организациями добилось того, что были введены квоты на присутствие женщин в парламенте. И, естественно, все эти организации финансировались через западные гранты.
Например, несколько месяцев назад кыргызский «Фонд развития предпринимательства среди женщин» объявил о проекте по обучению «цифровым технологиям». Сообщается, что «проект реализуется в рамках Программы малых грантов «Оперативные меры КОВИД-19» для выпускников обменных программ, финансируемых Правительством США. Данная программа малых грантов финансируется Посольством США в Кыргызской Республике и администрируется Американскими Советами по международному образованию: АСПРЯЛ/ АКСЕЛС». Ключевой момент – «для выпускников обменных программ». То есть, проверенные люди. Хотя и новички тоже могут принять участие.
Правь, Британия?
Англичане тоже не отстают. Особенно активничает посольство во главе с назначенным год с лишним назад послом Чарльзом Гарретом. Тем самым милым обаятельным дипломатом, который собирает мусор, борется за чистоту улиц, жена которого варила суп медикам во время пика эпидемии коронавируса.
След англичан можно увидеть во многих организациях, через которые можно внедрятся во власть или хотя бы знать, что там происходит. Например, есть такой «Институт политик развития», который занимается якобы решением проблем местного самоуправления, работает в регионах. Там английские деньги вместе с американскими. Есть другие организации «грантовой» направленности вроде «Центра помощи женщинам» или «Центра исследований демократических процессов». И зачастую контакты поддерживаются не только по телефону или электронной почте, тот же Гаррет любит «ходить в народ», встречаться лично с нужными людьми.
Активно работают англичане и с отдельными личностями. К примеру, есть такая правительственная программа как Chevening, которая существует с 1983 года и «помогает будущим лидерам» через приглашение на учебы в Англию, все возможные гранты. Сообщается, что за все эти годы выпускниками организации стали 50 тысяч человек со всего мира, среди которых 18 нынешних и бывших президентом и премьер-министров. Да и сам Чарльз Гаррет частенько выходит на люди, чтобы посветиться в прессе – встречается не только с главой МИДа или президентом, но и мэром Бишкека, всегда рад общению с НПОшниками.
Система тут проста. Человек учится в Англии, возвращается домой, где его английские кураторы не бросают, а содействуют его продвижению по карьерной лестнице, за что, естественно, человек благодарен и готов служить Туманному Альбиону, продвигая его интересы в Кыргызстане. Наверняка, тот же Чарльз Гаррет, встречаясь с высшими чиновниками, ангажирует тех или иных выпускников английской программы. Не обязательно в высшие эшелоны власти, можно начинать и, к примеру, с мэрии Бишкека, с главой которого английский посол уже встречался. И не будет удивительным, если выяснится, что Гаретт в обмен на обещания покинуть мэрии парочку проектов попросил трудоустроить пару-тройку выпускников английской программы. Британская империя, вернее, то, что от нее осталось, может потерпеть, не торопясь двигать своих людей наверх.
Продвигаются не только люди, но и идеи. Например, «терпимость к ЛГБТ», то есть сексуальным меньшинствам. Делается это все просто. Например, некая организация «Лабрис», защищающая их интересы, сообщает, что также заботится об инвалидах, пенсионерах и вообще об уязвимых слоях населения. Никто не будет против помощи старикам, но под эту тему и под ее прикрытием продвигаются идеи защиты ЛГБТ, к которым отношение, мягко говоря, неоднозначное.
И везде в подобных организациях, занимающихся «помощью» в организации различных курсов, семинаров, практик видны американские и английские следы, чаще всего в виде грантов и людей, агентов влияния. Это не мифические генералы, а вполне реальные люди, готовые отстаивать интересы США, Великобритании, Турции, других стран. Тут напоследок стоить вспомнить партию «Реформа», которая стремится в парламент и в которой одну из ведущих ролей играет ярая правозащитница Рита Карасартова. Не будет ничего удивительного, если обнаружится, что эту партию финансируют из американского и английского посольств.
Бишкекский политолог, со-председатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков не склонен недооценивать активность посольства Великобритании на политическом пространстве Кыргызстана.
«После 2010 года и принятия новой Конституции большинство парламентских реформ, организация работы некоторых парламентских комитетов, в том числе и в регионах финансируются американским ЮСАИД, но в кулуарах Жогорку Кенеша говорили о том, что деньги поступают из английского посольства, которое реально работает по теме, в отличие от неких генералов, о которых говорил Собянин, просто британцы стараются не пиарится, — полагает эксперт. — У нас выработался стереотип, что все большие проекты реализуются посольством США и американскими организациями в Кыргызстане, но это не совсем так. Активность НПО по таким темам как религиозный экстремизм, права женщин, терроризм, финансируется, в основном английским посольством. То, что британцы финансировали с 2010 по 2015 год ключевые вопросы в парламенте, говорит о том, что они стремятся к контролю над главным законодательным органом страны. И может показаться, что американцы занимают позицию во взаимодействии с политическими партиями, оппозицией, но это только кажется. Англичане, повторюсь, просто не кричат о своей деятельности, не пиарятся.
Следует отметить, что в этом году политическая активность НПО высокая. Они пошли на выборы. Есть партии, скажем так, НПОшные, есть много их представителей в других партиях. Поэтому западные страны и активничают. Тот же Чарльз Гаррет, английский посол, весьма активен в соцсетях, он открыто не пишет о своей деятельности на эту тему, но его публичность в такой форме о многом говорит».
Алишер Каримов
Источник: http://region.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=3719%3A2020-09-14-18-12-02&catid=4%3Apolitika&Itemid=5&fbclid=IwAR0cIez9VuTtypdr-wb1NwB8LiJ36IgYXidqYPyhq3-1cbgZDApnu4pwU00
Добавить комментарий