Vesti.uzУзбекистанЭкономика

«Ситуация беременна новыми революциями»

ОБОЙДЕТСЯ ЛИ РОССИЯ БЕЗ ЛАЗИЗА?

Мой знакомый Лазиз с ташкентской автомойки считает дни. Ему на пять лет закрыли въезд в Россию. Он мечтает вернуться на стройку и заколачивать свои 800 «баксов».

Пандемия предельно обнажила суть миграции. Стало ясно, что без гастарбайтеров плохо и России, и странам Средней Азии.

Так, первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Эркин Мухиддинов в беседе с журналистами признал, что «во время пандемии число безработных выросло почти на 2 млн человек». И это самый серьезный экономический вызов после Второй мировой войны.

Политолог Игорь Шестаков уверен, что ситуация беременна новыми революциями. Киргизия, Таджикистан, Узбекистан получали каждый год «просто так» $ 10-15 млрд, без этих денег не могли выжить торговля, строительство, образование, транспорт, сфера услуг, сотни тысяч семей имели постоянный доход.  За счет переводов в долларах держалась на плаву национальная валюта. А теперь надо залазить в долги, набирать кредиты…

С не простыми проблемами столкнулась и Россия. Не секрет, ее рынок труда давно поделен. И без рабочих рук из-за рубежа целые отрасли могут встать на прикол.

Отнюдь не играя в благородство, Москва поспешила на помощь мигрантам. Она захотела сохранить ценный ресурс, не оттолкнуть приезжих. А ведь могла, воспользовавшись моментом, резко закрутить гайки в борьбе с нелегалами.

Вместо этого, уже 18 апреля Путин подписал указ, которым до 15 июня продлил сроки временного пребывания иностранцев. Разрешено брать на работу даже тех, у кого нет разрешений. Патенты продлили автоматом. Всем мигрантам из СНГ гарантирована бесплатная экстренная медицинская помощь. В том числе, от коронавируса. Цена этого президентского указа-десятки, если не сотни миллиардов рублей.

И это сыграло свою роль. Миллионы гастарбайтеров, застигнутых врасплох пандемией, не ринулись, сметая все на своем пути на родину. Они остались, чтобы запустить стройки, поддержать в тонусе жилищно-коммунальное хозяйство, которое работало без сбоев весь карантин.

Да, желающих вернуться на родину немало. Но, как правило, это студенты, больные без медицинской страховки, родственники пострадавших во время прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище.

Главе Федерации мигрантов России (ФМР) Вадим Коженов уверяет, что в России остались от 2 до 3 миллионов узбеков. Работу потеряли в массе те, кто был занят в общественном питании, в такси. Зато многие нашли себя в курьерской службе, на стройках, которые открылись уже в мае.

Пандемия ярко показала все «расклады» вокруг трудовой миграции. За ее счет кормятся железная дорога и авиация, банки, «подсели» жилищное и дорожное строительство, ряд других важных отраслей. И этот «бурный поток» уже не остановить никакими пандемиями.

На этом фоне просто смешными и нелепыми смотрятся пара миллионов долларов от правительства США, якобы, в помощь мигрантам из Центральной Азии. Эта подачка, как обычно, разойдется по карманам прикормленных НПО. Ничего больше.

Зато настоящей революцией станет миграционная амнистия, о которой заговорили в недрах российского МВД. Она может коснуться до 10 миллионов человек, бегающих от участковых и прочих стражей порядка. Именно пандемия и подвигла «мыслителей в погонах» на это давно ожидаемое гуманное решение.

Мой знакомый Лазиз с автомойки услышав об амнистии, не удержался от улыбки. Он соскучился по России, которой  также не хватает этого простого работящего парня из Сурхандарьи.

Александр Грошев

Источник: https://vesti.uz/obojdetsya-li-rossiya-bez-laziza/

Добавить комментарий