ПолитикаРоссия

Сергей Караганов: мы будем молчать и пугать своим спокойствием

Мне он представляется человеком, который причастен к тайнам государственного масштаба. Во время его появления в эфирах всегда ощущение, что знает он намного больше, чем говорит. Но это, возможно, лишь мое личное ощущение.

Когда на днях он сказал, то окончательно передел нынешнего мира завершится лет через пятнадцать, я вернулась к его прогнозам, сделанным на протяжении последнего года.

Март 2021 года:

— В Европе, к сожалению, нет субъектности, нам не с кем договариваться. И потом, Россия глубоко разочарована в способностях европейцев. То есть мы уже не заинтересованы в этом проекте.

Но через какой-то шаг, через десять лет, вариант такой конфигурации, я думаю, появится. Часть Европы станет окончательно западной окраиной или, наоборот, крайней западной частью большой Евразии, на которой будут немножко другие игроки.

Россия должна быть сильной, мощной крепостью, и это главное в очень опасном и непредсказуемом мире. Чем больше мы влезаем в этот мир, который сейчас будет сыпаться вокруг нас, тем более мы уязвимы.

Сергей Александрович всегда с сожалением говорит об СССР. Потому что это — наша Родина, которую мы потеряли. Но он никогда не изменял той точке зрения, что некоторые земли Россия напрасно взяла под свое крыло. Почти год назад он говорил об этом так:

— Цари и комиссары были не всегда правы. Нам зачем Центральная Азия-то была нужна? Абсолютно ни за чем! Сто пятьдесят с лишним лет это был огромный регион, поглощавший ресурсы империи, потом Советского Союза. За последние тридцать лет все эти страны, за редчайшим исключением, катастрофически деградировали. Оттуда ушла элита, обрушился уровень образования, оттуда уехали лучшие люди. И что, мы хотим их обратно?

Он полагает, что великой мировой державой мы стали за счет прирастания Сибирью. Она дает нам главные ресурсы развития и находится, между прочим, сейчас в самом быстрорастущем регионе планеты.

При этом, понимая, что цивилизационно мы все-таки ближе к Европе, Караганов всегда призывал к аккуратному выстраиванию отношений по всем направлениям — не попадать в абсолютную зависимость в отношениях с Китаем, быть активнее в диалоге со странами АСЕАН, дружить с Индией.

Желаемый баланс сил он выстроил даже в процентном отношении. И оно весьма любопытно (проверим, если доживем):

— Если мы будем иметь пятьдесят процентов нашей торговли с Азией, а тридцать процентов – с Европой, это будет нормальный и правильный баланс. Я надеюсь, что через пять-восемь лет, когда мы достигнем нового баланса, у нас появится возможность для нового сближения с частью Европы на основе нашей, поддержанной Пекином, концепции Большой Евразии. Вот это будет идеальное положение, и мы будем к нему стремиться.

Кстати, он делает интересное замечание насчет ошибок, в которых часто упрекают таких людей, как он: «Стратеги очень часть ошибаются не потому, что они были неправы, а потому, что политики их не слушали или случались непредвиденные обстоятельства».

Летом прошлого года Сергей Александрович предупредил:

— Подозреваю, что те, кто решил развязать холодную войну против нас, Китая, других «новых», уже потеряли веру в свою правоту. В редких теперь прямых дебатах с западными коллегами я не раз просто говорил: «Прекратите врать». И они прекращали. (…) Сказанное, впрочем, не означает, что соперники быстро сдадутся. Пока они пытаются консолидироваться.

И, мне кажется, мы с вами эту консолидацию сегодня наблюдаем в полный рост. А вранье не просто не прекратилось, но обрело какие-то космические масштабы.

Сергей Караганов: мы будем молчать и пугать своим спокойствием

Он связался со студией Соловьев live из Шереметьева, куда только что прилетел. И Владимир Рудольфович с места в карьер спросил его — в какой точке находимся сейчас все мы, имея в виду, конечно, не географию.

Стратег правильно заметил, что нам неизвестны многие нюансы, которые, он уверен, уже знают наши западные партнеры. У него нет сомнений в том, что нас пытаются втравить в большую войну на Украине. Но в этой ситуации мы располагаем множеством разных возможностей и у нас в руках остается мощнейший политический инструмент — укрепление отношений с Китаем. КНР утраивает наши силы, а мы утраиваем силу Китая: «Наши западные партнеры боятся этого как смерти». Сценарий, который нам пишут — это кошмар, но рано паниковать и заламывать руки:

— Мы находимся еще в середине процесса.

Ёлы-палы, если это середина, то какой же будет конец! Сергей Александрович заметил, что США и НАТО пошли уже на многие уступки и произошло это гораздо раньше, чем он ожидал. То, что происходило между нами, было чревато большой войной уже давно. И мы сейчас идем на опережение для того, чтобы ее избежать.

Сергей Караганов: мы будем молчать и пугать своим спокойствием

Вот эта формулировка у меня теперь из головы не выходит. Совершенно по-другому видится наш «ультиматум Западу».

Соловьев поинтересовался, не спровоцируют ли грядущие санкции нашу «пятую колонну» к более активным действиям внутри страны. Всё возможно, даже не возразил ему стратег, однако за последние несколько лет были приложены определенные усилия к тому, чтоб исключить иностранное влияние на нашу внутреннюю политику, национализация элит шла в стиле джиу-джитсу (вот это мне тоже еще предстоит переехать, не сильна).

Думать мне помогает кадр из фильма "Джиу-джитсу: битва за землю" 2020

Думать мне помогает кадр из фильма «Джиу-джитсу: битва за землю» 2020

Караганов думает, что и в финансовой сфере мы располагаем большими запасами, чем о том говорим. Но самое главное — кардинально иная ситуация сегодня в военной области.

Мы накапливали силы, у нас есть стратегическое превосходство. На той основе, что правда на нашей стороне, мы и будем работать.

Но когда? Но что? Но как?

Простые, можно сказать, девичьи вопросы, мучили меня.

— Мы хотим мира. Устойчивой, взаимовыгодной системы безопасности в Европе вместо той ублюдочной, которая сложилась 30 лет тому назад (внимание роботу Дзена — это прямая цитата Сергея Александровича Караганова).

По поводу того, есть ли с кем сейчас там разговаривать — ситуация не очень хороша. Ну, в этом мы все сейчас сходимся, наблюдая назначения на важные посты в той же Британии и Германии более чем удивительных персонажей.

НАТО и ЕС Караганов назвал недееспособными партнерами на переговорах. Но в США еще остались умные люди в военном истеблишменте, да и в Германии такие встречаются.

— Будем договариваться с кем есть. Соседей не выбирают.

Однако мы их пугаем абсолютным спокойствием и молчанием нашего президента, заметил Соловьев.

— Ну, так и будем с вами, Владимир Рудольфович, спокойно молчать. И пугать своим спокойствием, — услышали мы, и я поняла, что снова придется угадывать нечто между строк. — Если мы сейчас будем размахивать кулаками и рассказывать обо всех наших возможностях, о которых мы, к счастью, не знаем… Но аналитически можно допустить, что несколько сильных сценариев есть.

Идет шахматная партия.Мы навязали игру, считает Караганов, лидируем, естественно, выигрыша еще нет. Пока мы на той стороне еще не выбили сильные фигуры, но это — наша игра.

— Если мы пройдем этот период — а я надеюсь, что мы пройдем его без большой войны, всякое может быть, в том числе и силовые действия — то мне нравится такое будущее. Если на месте разрушаемой негодной системы безопасности будет что-то более равномерное и приличное, наши западные друзья привыкнут к своему нормальному положению (…), люди привыкнут к тому, что есть новая реальность. Помните «Скифов» — «Товарищи, мы станем братья». Но для начала надо показать нашим будущим товарищам, что значит вражда. Через 10-15 лет нам будут нужны приличные отношения с Европой… (…) Через 10-15 лет начнется другая историческая эпоха. Придется собирать какую-то часть земель, но не так, как СССР или Российская империя. Будем выстраивать совершенно другие отношения и в Евразии. Но чтобы строить Большую Евразию, нам нужно решить проблему европейской безопасности, которая уже перезрела.

Ага. Уже не десять, а десять-пятнадцать. Дожить бы, чтоб увидеть это время прекрасное.

А пока — дипломаты должны работать. Военные должны оставаться на связи, что не произошло какой-нибудь случайности. Мы — повторять себе, как герой мультфильма с нордическим северным характером:

Сергей Караганов: мы будем молчать и пугать своим спокойствием

Короче, как любит повторять моя дочь:

— Если пойдет дождь — пойдет дождь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nataliiaefimova_2905/sergei-karaganov-my-budem-molchat-i-pugat-svoim-spokoistviem-61f6ac54597cff493b2fb6d2?&

Добавить комментарий