"Ой-Ордо"КыргызстанПолитика

Саммиты и конфликты

В октябре Астана стала центром проведения сразу трех  международных саммитов с участием глав государств Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Содружества независимых государств, а также нового формата «Центральная Азия – Россия», в рамках которого обсуждались перспективы сотрудничества между Российской Федерацией и странами центральноазиатского региона.

По оценкам экспертов, прошедшие в казахстанской столице мероприятия были направлены на укрепление и развитие широкомасштабного международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и экономического взаимодействия.

В Бишкеке «Итоги Астанинских саммитов и роль Кыргызстана в региональных интеграционных процессах» обсудили участники круглого стола, организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с  Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.

Было отмечено особое значение встречи президентов в формате «Центральная Азия – Россия», а также трехсторонних переговоров с участием президентов Кыргызстана, России и Таджикистана по вопросам урегулирования кыргызско-таджикского пограничного конфликта.

— Меня очень порадовало, что на саммите в Астане президент России провел трехсторонние переговоры с президентами Кыргызстана и Таджикистана. Эта встреча дала надежду, что кыргызско-таджикский конфликт наконец-то решится, — поделился мнением эксперт Института исследований экономической политики КР Салморбек Дыйканов.

Он напомнил, что Владимир Путин сказал Садыру Жапарову и Эмомали Рахмону «подготовьте свои предложения, а мы пока свои карты поднимем, может быть, у нас более точные карты».

— Карты, конечно, у всех одинаковые. Я сам просмотрел их больше десятка – на всех советских картах Ворух относится к территории Кыргызстана. Когда Советский союз распался, новообразованные государства договорились, что межгосударственные границы между ними устанавливаются по существовавшим на 1991 год административным границам. Все эти договоренности прописаны в Минском соглашении, в Алматинской декларации, в уставе СНГ, который зарегистрирован в ООН, и я не понимаю, почему наша страна никогда не аргументировала этими международными договорами, — отметил эксперт.

Он обратил внимание, что все постсоветские государства обрели свои границы, руководствуясь именно этими договоренностями и картами СССР: открытым остается вопрос только по границам Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном.

— Сегодня Таджикистан игнорирует ранее подписанные и ратифицированные международные документы. Они почему-то в споре с нашей республикой карты используют карты 24-27 годов прошлого столетия. И делается это для того, чтобы захватить наши территории. Если бы они их просто захватили, это бы возмутило все мировое сообщество, поэтому они пытаются создать Кыргызстану имидж агрессора, подспудно внушая всем, что стремятся вернуть свои «исконно таджикские» земли и восстановить историческую справедливость. Т.е. они целенаправленно готовятся к захвату наших земель, — уверен спикер. 

По его словам, за последнее время Таджикистан уже трижды нападал на Кыргызстан, чтобы провести разведку боем.

— Нам отступать нельзя, если мы это сделаем, у таджиков аппетит ещё больше разыграется. Сейчас они выжидают удобный момент, и я думаю, что следующее нападение будет отражать уже истинные намерения Таджикистана – они попытаются захватить половину Баткенской области. Нам к этому надо быть готовыми. Надо стягивать туда военную дальнобойную технику, в приграничных селах надо готовить силы самообороны, чтобы люди не убегали, а могли дать отпор и хотя бы себя защитить. Если мы будем готовы, то эту войну проиграет таджикская сторона, они потеряют в сто раз больше, чем мы. Поэтому я считаю, если мы будем готовы к войне, войны не будет, — добавил С. Дыйканов.

В том, что в будущем провокации на границе неизбежны, уверен и эксперт по вопросам безопасности, ветеран спецслужб КР Динмухамед Алмамбетов.

— Ситуация очень серьезная, и нам надо сосредоточиться на том, что дипломатического решения вопросов не получится, они будут решаться путем боевых столкновений. Тот факт, что на саммите в Астане президент РТ Эмомали Рахмон «высказал» претензии президенту РФ Владимиру Путину, говорит о том, что у таджикской стороны есть свои цели и задачи, от которых они не намерены отступать. И не обращать на это внимание очень опасно. По нашим каналам была доведена разведывательная информация, что на территории Таджикистана ведутся подготовительные работы – к линии наших границ стягивают подразделения, складируют вооружение и военную технику, — сообщил эксперт.

В этой связи он отметил, что Кыргызстану надо быть готовым к очередной эскалации, и в целях минимизации возможных последствий поддерживать действия, которые запланированы и будут осуществлены со стороны России:    «прежде всего, временно разместить на территории Баткенской области подразделения ОДКБ». 

Д. Алмамбетов также подчеркнул, что кыргызско-таджикский конфликт является серьезным вызовом для всей Центральной Азии.

Мысль о необходимости привлечения ОДКБ к урегулированию конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном поддержал и президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, подчеркнув, что путь дипломатических переговоров заходит в тупик.

— Кыргызстан будет отстаивать свои интересы, но надо правильно подходить к этому вопросу, т.е. привлекать международные организации, прежде всего, ОДКБ, поскольку решение приграничного спора вышло уже в военную плоскость, и без помощи посредника его не решить. Поэтому предложение руководства нашей республики по проведению переговоров с Таджикистаном при участии России своевременно и политически благоразумно, — поделился мнением ветеран спецслужб.

При этом он обратил внимание, что реакция Таджикистана на данную инициативу, говорит о том, что они, вероятнее всего, будут саботировать дипломатические переговоры.

— Судя по позиции нашего руководства, Кыргызстан готов обсуждать вопросы границ с учетом исторических данных, а также политических и экономических аспектов, а Таджикистан – нет. Поэтому шанс на успешное решение конфликта дает нам посредничество и поддержка российской стороны  и ввод миротворческого контингента ОДКБ – эта структура необходима для нашего жизнеобеспечения и выживания. Просто к этому подходить надо рационально, а не эмоционально, — подчеркнул спикер.  

Он выразил уверенность, что вес Организации договора коллективной безопасности будет только расти, тем более, что на встрече в Астане было подчеркнуто, что ОДКБ будет трансформироваться и усиливать свою роль внутри объединения.

— ОДКБ хорошо себя проявила во время январских событий в Казахстане, когда, продемонстрировав мобильность и оперативность, взяла на себя ответственность за обеспечение стабильности в этой республике. Тогда как, та же Турция, позиционирующая себя ключевым союзником РК на двустороннем уровне и в рамках Организации тюркских госдударств, как и коллективный Запад, на помощь казахским властям не пришла. Анкара тогда  ограничилась формальными заявлениями, — отметил эксперт.  

Стоит отметить, что формальный подход к проблемам союзников и партнеров – это обычное для Анкары явление. В очередной раз этот факт подтвердили события в Пакистане, произошедшие весной этого года. Во время политического кризиса в исламской республике турецкие власти, несмотря на «высокий уровень сотрудничества» с премьер-министром Имраном Ханом, не оказали ему никакой поддержки и в числе поздравили сменившего его Шахбаза Шарифа. Сам свергнутый пакистанский политик заявил, что за его смещением с должности стоял Вашингтон, «не простивший» ему визита в Россию в феврале нынешнего года. 

Вместе с тем Ю. Погиба пояснил, что нельзя допустить, чтобы конфликт перерос в полномасштабное боевое противостояние, поскольку ни Кыргызстан, ни Таджикистан не смогут вести долгосрочную войну, которая приведет обе республики к крайне негативным последствиям – развалу экономики и обострению внутренней общественно-политической обстановки.

— Вооруженные силы обеих стран не смогут успешно вести долговременные современные боевые действия. Рано или поздно ситуация превратится в резню. И Россия, помогая Кыргызстану и Таджикистану, становится объектом прямой агрессии и втягивается в новый региональный конфликт. Поэтому, демилитаризация спорных участков при участии ОДКБ – это наиболее эффективный выход на данный момент, который  позволит заморозить острую фазу конфликта с целью поиска дальнейших политических и дипломатических механизмов его решения, — добавил ветеран спецслужб.

В свою очередь эксперт по международным вопросам Аймен Касенов выразил уверенность, что пограничные вопросы – как с Таджикистаном, так и с Узбекистаном, провоцируются и «раскачиваются» в медийном пространстве искусственным путем.

  Ситуация такова, что сейчас мы не управляем сами собой, нами управляют извне. И это относится ко всем без исключения постсоветским государствам. Что касается, конфликта на кыргызско-таджикской границе, то всем очевидно, что больше вреда он нанесет, прежде всего, Российская Федерация. Потому что все негативные события, которые происходят вокруг России – в сфере ее военно-политического и экономического влияния нацелены именно против России, — подчеркнул спикер.  

Вместе с тем он отметил, что каждая спорная территория должна рассматриваться отдельно с учетом географических особенностей, соразмерности территорий, мнения местных жителей и т.д.

— Сегодня за политическими вопросами мы забываем, что есть две категории – есть власть, а есть простые люди, которые там живут, и их интересы должны быть учтены в первую очередь. И это касается всех границ, — добавил А. Касенов.

Мысль о том, что ОДКБ – это единственный инструмент по защите суверенитета Кыргызстана, и Россия – ключевой стратегический партнер республики поддержал в своем выступлении экс-директор Агентства по продвижению и защите инвестиций КР Данияр Акматов.

—  Я надеюсь, что так будет и впредь, однако сейчас у общественности появились сомнения относительно эффективности и дееспособности ОДКБ. Это происходит потому, что таджикская сторона использует против Кыргызстана вооружение, которое получает от России для защиты границ с Афганистаном. Мы должны потребовать, чтобы этого не происходило, — подчеркнул спикер.

Кроме того, по его мнению, Кыргызстан должен настоять на том, что Организация должна защищать его границы.

— Если взять спутниковые снимки, то можно доказать, что все вооруженные столкновения с Таджикистаном происходят на нашей территории, при этом фотографии и видеоматериалы могут служить доказательством, что против наших пограничников сражаются наемники из Афганистана. Т.е. по факту, это должно расцениваться, как нападение третьих стран, соответственно должен подключаться протокол ОДКБ. Я думаю, пора усилить снабжение Кыргызстана вооружением и техникой, поскольку сейчас именно перед нами стоит реальная угроза и задача не допустить террористов и экстремистов на нашу территорию, — поделился мнением Д. Акматов.

Если политики хотят решить проблему, они это делают. Такую мысль в рамках дискуссии озвучил блоггер Нурдин Сыдыгалиев, напомнив, что в сентябре этого года на полях саммита ШОС в Самарканде президенты Кыргызстана и Таджикистана заявили, что будет создана комиссия по расследованию причин и выявлению виновных в этом конфликте.

— Прошел месяц, но комиссия так и не была создана. Если за декларированием намерений не следует никаких действий то, на мой взгляд, это уже говорит о многом. Видимо, существуют определенные интересы – геополитические ли, экономические ли или криминальные, которые не позволили создать эту комиссию и выйти на настоящие причины этого конфликта. Я твердо убежден, кто хочет, тот всегда найдет способы решения, — отметил спикер.  

Он обратил внимание, что уже давно идет третья мировая – цивилизационная – война, которая местами переходит в активную фазу вооруженных противостояний, и Кыргызстану в этой ситуации необходимо определиться с точки зрения внешней политики: «Сегодня на нашу страну воздействуют четыре вектора силы – север, юг, запад и восток, но мы «не вытянем» такое давление, поэтому нам нужно занять четкую позицию, выбрать конкретный вектор и четко его придерживаться».

Определиться с выбором, по мнению блоггера, поможет экономическая логика.  

— Что мы можем предложить тому же Китаю – практически ничего. У нас больше импорта из КНР, чем экспорта. То же самое у нас с югом, например, с Турцией, поставляем мы туда своей продукции в разы меньше, чем приобретаем. С западом торговый баланс у нас чуть в большем плюсе, с Российской Федерацией – намного в плюсе, т.е. мы имеем возможность положительно торговать именно с севером – это элементарная экономическая география. Поэтому, исходя из этих соображений, на мой взгляд, более перспективны во всех аспектах наши взаимоотношения с большим северным соседом. Тем более, что цивилизационно и ментально позиция России нам ближе, — добавил Н. Сыдыгалиев.

К вопросам экономической выгоды и роли Кыргызстана в региональных интеграционных процессах обратился в своем выступлении экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков.

— Сейчас идёт переформатирование мира, и, конечно, впереди нас ждут серьезные изменения. Происходящая фрагментация глобального экономического пространства, о чем говорится и в июльском докладе МВФ, приведет к созданию новых  валютных зон, региональных блоков или как их ещё называют субрегионов. У них будут разные стандарты и технологии, различные платёжные системы, различная резервная валюта и т.д. Этот процесс займёт, может быть, 5-10 лет. Однако, ЕАЭС, на мой взгляд,  сохранится. Возможно, он будет расширяться, или трансформироваться в более крупное объединение – Россия уже вносила предложение по поводу создания большого Евразийского пространства. И, безусловно, Кыргызстан должен активно участвовать в этом процессе, сохраняя свое членство в Евразийском экономическом союзе, учитывая, что нашим стратегическим партнером была и остается Россия. Поэтому, исходя из экономической географии и геополитических тенденций мы должны активно работать в этом направлении. У нас другого выхода нет, поэтому давайте работать, — подчеркнул эксперт.

Рассуждая о перспективах сотрудничества в Центральной Азии, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов, обратил внимание на общую ошибку стран региона, допущенную 30 с лишним лет назад.

—   В 1991 году новообразованные независимые государства Центральной Азии не согласовали свой путь развития с соседями. Выбор пути и собственного будущего – это, конечно, суверенное право каждой страны, но нельзя было забывать и о прошлом – десятках лет общей советской истории. Мы это проигнорировали и в итоге имеем то, что имеем, – бесконечные соревнования, у кого больше демократии, у кого длиннее флагшток и больше государственный флаг. Чтобы ситуация в регионе более-менее успокоилась, надо всем вместе сесть за стол переговоров и выработать какие-то общие интересы. Я понимаю, это будет сложно, но если этого не сделать, дальше будет только хуже. Тем более, что по прогнозам ООН, к 2025 году в ЦА произойдет серьезный конфликт, связанный с водой. Причем, в него будут втянуты все страны региона одновременно. Вот о чем надо подумать, — поделился мнением Д. Орлов.

Наталья Лобанова  

«Ой-Ордо»

Добавить комментарий