Другое

Расклад перед тяжелыми выходными

Второй тур, конечно же, возможен. Но победа во втором туре претендента, занявшего второе, а не первое по процентам место, вряд ли состоится.  

 «10 января 2021 года в КР состоятся досрочные президентские, а весной — повторные парламентские выборы. Уверены: из октябрьских событий кыргызские друзья сделали должные выводы и все политические силы проявят ответственность за судьбу своей республики», — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Тут, кстати, следует подчеркнуть, что Россия не вмешивается во внутренние кыргызские дела и никоим образом не поддерживает ни одного из кандидатов.

Но вот не все кандидаты сделали «должные выводы». В Кыргызстане, начиная с 2010 года существует опасность того, что кто-то из кандидатов или партий начнет перед выборами разыгрывать националистическую карту, это самый легкий способ очернить противника и привлечь на свою сторону избирателей.

Так было перед прошлыми выборами, когда Омурбека Бабанова обвинили в разжигании межнациональной розни, а противниками был распространен слух, что мать его турчанка, соответственно Бабанов не чистый кыргыз и не имеет «права на престол». Тот же прием использован и сейчас – Жапарова «обвиняют» в том, что он на самом деле уйгур, а его предки из СУАР, китайского Синьцзяня. Но хорошо, что на этот раз «фишка» далеко не пошла. А вот в отношении Бабанова то дело все еще не закрыто, поэтому, наверное, его вызов в ГКНБ на допрос именно накануне выборов кажется странным, но напрашивается одна версия – ему намекают, чтобы он своих сторонников, хотя он и кандидат, придержал и не советовал им голосовать «за кого попало».

Еще стоит сказать о новоиспеченном оппозиционном блоке из четырех кандидатов — Клара СооронкуловаАдахан МадумаровКанат Исаев и Каныбек Иманалиев. Они собираются выставить единого кандидата, если дело дойдет до второго тура. Но если это произойдет, то у объединенной команды нет ресурсов для проведения еще одной предвыборной кампании, хотя и сейчас их финансовые закрома весьма скудны. Да и по срокам они опоздали, им бы о своем решении чуть раньше объявить. При этом объединившиеся кандидаты заявили, что предвыборная кампания проходит на фоне «беспрецедентного использования административных ресурсов, подкупа, обмана, вплоть до запугивания избирателей». Вдобавок политический вес каждого из них не дотягивает до уровня основного кандидата. Но в кыргызской политике может случиться что угодно.

Довольно мощную пиар-кампанию ведет кандидат Абадиль Сегизбаев, бывший глава ГКНБ при Атамбаеве. Но лишь в соцсетях. Ресурсов у него тоже маловато. Вдобавок его совсем не знает в провинции, а именно регионы на этих выборах будут «делать погоду». Как отметил политолог Марс Сариев, городские избиратели нынче составляют меньшинство и не смогут противостоять массе провинциальных избирателей.

Отдельно следует сказать, что предвыборная кампания проходит не совсем чисто. Многочисленные нарушения говорят об этом. Отметим, к примеру, прямые угрозы избирателям в некоторых населенных пунктах – их запугивают, угрожают физической расправой, если они проголосуют «не за того кандидата». Есть и другие методы воздействия: власти объявили, что супруга одного из кандидатов одолжила крупную сумму денег, порядка 5 миллионов долларов, и не отдает их. Иначе как инструментом давления этот факт назвать нельзя. Достаточно задуматься над вопросом, почему заявитель так долго молчал. Конечно, вскоре может выясниться, что ничего криминального в этом деле нет, но время уйдет, а имя замарано, что, собственно, и требовалось.

Так будет второй тур или нет? И кто из кандидатов может туда пройти? Многие политологи второй тур прогнозируют, хотя объективных причин для этого нет. При этом различные социологические организации выдают противоречивые прогнозы, но противоречия заключают в цифрах – 65 процентов наберет основной кандидат или 75.

Однако повторимся – в Кыргызстане случиться может что угодно.

Алишер Каримов

Добавить комментарий