Политика

Новая старая опасность у границ Кыргызстана

По всему миру плодятся биолаборатории. Коронавирус заставил пересмотреть многих вопросы защиты от биологической угрозы. Но, с другой стороны, как выясняется, сами лаборатории, медицинские центры, где занимаются изучением страшных болезней и их возбудителей, сами могут стать, как в Ухани, источником угрозы.

Осенью ожидается подписание нового кыргызско-американского соглашения о сотрудничестве. И США опять стараются продавить создание в Кыргызстане биохимической лаборатории. Некоторое время назад канадская компания пыталась получить в самом центре Бишкека большой кусок земли и построить там свой объект. Действовала она в интересах Соединенных Штатов. Не получилось – общественность и пресса были категорически против и отстояли от «заразной» компании столицу. Как итог, Кыргызстан и Россия – страны, где нет лабораторий США. А вот в соседнем Казахстане есть. И расположена она в относительной близости от кыргызской границы. В Казахстане и Армении, где уже расположена не одна биолаборатория, общественность и некоторые политики и чиновники уже активно выступают за их закрытие. При этом также надо учесть, что страны являются членами ОДКБ, а в медицинских заведениях потенциальный, по идее, противник может разрабатывать биологическое оружие, которое если вдруг вырвется на свободу…

«В американских биохимических лабораториях, расположенных в Грузии, наверняка и других республиках бывшего Союза, последние несколько лет исследуются летучие мыши, которые являются переносчиками различных заболеваний, в том числе вируса Эббола и пневмонии нового типа, которую находят в COVID-19, — сказал бишкекский политолог Игорь Шестаков. — Все, что я перечислил — это информация не из секретных источников, а из СМИ. Это открытая информация. То есть это не тайна, это опасность, о которой мы знаем и что-то необходимо предпринимать»

Впрочем, на эту тему можно много не говорить, достаточно произнести одно слово – Ухань. Конечно, сейчас в Сети и в прессе гуляют множество версий о том, что коронавирус начал свой путь не в Китае, а еще где-то. Но факт остается фактом – пандемия началась в китайском городе Ухань, где располагается биохимическая исследовательская лаборатория.

В апреле на одну неделю в Кыргызстан приехала группа из десяти ученых-медиков из Китая, точнее из  Синьцзян-Уйгурского автономного района. На пресс-конференции МИД КНР официальный представитель ведомства Гэн Шуан сказал, что «за прошедшую неделю эта группа находилась на самой передовой фронта борьбы с коронавирусом в Бишкеке, посещая многие больницы, противоэпидемиологические лаборатории, медицинские центры, а также проводя встречи и консультации с должностными лицами правительства КР и руководством медицинских учреждений Кыргызстана, обмениваясь мнениями и опытом с местными специалистами. Организованы обучение и тренинг для более 15 тысяч сотрудников больниц, поликлиник и ЦСМ».

Вроде бы благородный поступок, дружеский. Но если сопоставить все это с некоторыми фактами, то картина выглядит не такой уж радужной.

В том же СУАРе, откуда и прибыла группа китайских медиков, началось строительство новой биохимической исследовательской лаборатории третьего уровня, как сообщает пресса КНР.

В этой лаборатории планируется заражение животных и проверка на них эффективности  современных китайских вакцин против новых типов ящура, вирусов свиного и птичьего гриппа, а в дальнейшем  туберкулеза, бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, гемморогической лихорадки.

Утверждается, что Пекин таким образом укрепляет биологическую безопасность в рамках программы «Один пояс – один путь» на границе с Центральной Азией.  Про китайские лаборатории и их уровень безопасности уже высказался не один западный эксперт в связи с техническим и технологическим отставанием Китая в этой сфере. И не важно – была утечка вируса в Ухани или не была. Все равно ее уровень не самый высший. Кстати, уровень безопасности новой лаборатории в СУАР тот же, третий.

При этом лаборатория в СУАР не единственный объект в планах китайского правительства. Занимается проблемой министерство сельского хозяйства, которому поручено исполнение плана  по созданию новых предприятий по производству вакцин против инфекционных болезней. Кстати, строительство лаборатории в СУАР уже заканчивается. Это закрытый четырехуровневый объект площадью 11 тысяч квадратных метров в зоне технико-экономического развития города Урумчи, столицы СУАР. Известно также, что объем инвестиций составил 28,8 миллиона долларов, из которых 24,5 миллионов потрачено на строительство и 4,3 на оборудование. Официально заявлено, что цель проекта – укрепление национального потенциала в сфере реагирования на угрозы эпидемиологической безопасности, в том числе на территории стран- участниц проекта «Один пояс – один путь». Известно также, что для проведения исследований по заражению, а затем проверки эффективности новых вакцин против ящура, свиного и птичьего гриппа только в первый год работы первый год 850 свиней, 714 экземпляров крупного рогатого скота и 4000 различных грызунов для проведения опытов.

Другая задача лаборатории, как сказано выше, мониторинг уровня безопасности на территории стран-участниц проекта «Один пояс – один путь». В понятие «мониторинг» входить контроль биологической ситуации в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Иране, Афганистане, Таджикистане и Кыргызстане.

И напомним: эта лаборатория, как и казахская, находится непосредственной у границ Кыргызстана. Хотя границы для распространения вирусов давно стали условными, но все же.

После таких выкладок уже не совсем веришь в то, что китайские ученые-медики в апреле занимались исключительно консультациями кыргызских врачей. Вполне уместно будет назвать эту «помощь» предварительным сбором информации. Не будет удивительно, если некоторое время Китай предложит Кыргызстану некий проект по совместному контролю биологической безопасности. До создания китайской лаборатории в Бишкеке или в Таласе, Баткене дело может и не дойти, они предложат «наладить обмен информацией и наладить регулярное проведение консультаций». Понятно, что это не так опасно, как смертоносная лаборатория в центре столицы, но китайцы никогда не торопятся, они идут мелкими шагами. Но уверенно.

Эксперт из Италии по Центральной Азии Фабрисси Виельмини полагает, что от новых лабораторий пользы не будет. «Американские настойчивые требования об открытии биолабораторий на территории бывшего Союза откровенно озадачивают, — считает эксперт. — Судя по тому, что я видел в Грузии, эти объекты защищены как военные базы, задействованный персонала имеет дипломатический статус. В целом, эти лаборатории усиливают влияние Вашингтона в странах пребывания. Стоит напомнить, что и биолаборатория в Ухане работала в сотрудничестве с учеными из США и Франции. И, скорей всего, такое сотрудничество не приводет к положительным результатам. Поэтому есть все основания противостоять открытию подобных структур – лабораторий и других подобных учреждений».

Алишер Каримов

Собственный материал

Добавить комментарий