"Регион" КыргызстанПолитика

Неугомонная Анкара

Отношения с Турцией у Кыргызстана испортились после гюленовского путча

Турция пытается вернуть былое влияние на Кыргызстан всеми способами. Что-то получается хорошо, что-то – не очень.

Один из камней преткновения – убийство китайского бизнесмена уйгурского происхождения Айеркена Саимаити в Стамбуле, после которого была выдвинута версия, что у него были криминальные связи со многими кыргызскими политиками, а генпрокуратура КР возбудила уголовное дело. Расследование стопорится из-за нежелания турецкой стороны сотрудничать. Как сказал замминистра внутренних дел Кыргызстана Мирлан Каниметов, турки согласны сотрудничать только в обмен на выдачу членов гюленовской организации ФЕТО, проживающих в Кыргызстане.

Нежелание турецкой стороны сотрудничать в этом деле и желание восстановить влияние как бы противоречат друг другу. Но в вопросе борьбы с заговорщиками и мятежниками Анкара уже не может отступить. Однако при этом и не желает отступать. Тут следует вспомнить, что существует проект под названием «больница кыргызско-турецкой дружбы», которая на днях открылась в экстренном порядке из-за необходимости обеспечить лечение больных коронавирусом, хотя торжественное открытие планировалось чуть позже. Но несмотря на такой «подарок кыргызскому народу», не следует полагать, что этот «жест доброй воли» стал частью акта примирения, так как строительство началось в 2016 году, за месяц до путча, который стал отправной точкой начала разногласий между двумя странами.

Не исключено, что турки попытаются воспользоваться выборами в парламент. Конечно, у них нет таких финансовых возможностей, как у США, которые, судя по всему, будут проталкивать своих протеже на депутатские места, но профинансировать двух-трех кандидатов, которые будут лоббировать их интересы они в состоянии. Грубо говоря, надо просто сделать правильную ставку на правильную партию и дать денег, чтобы тот или иной человек попал в список.

Турки также не оставляют без внимания идею пантюркизма, союза тюркских государств, где они, по их убеждению, безусловно, должны играть лидирующую роль. Форпостом у них является Азербайджан, с которым наиболее крепкие дружеские связи среди тюркских государств. К примеру, в Азербайджане с недавних пор существует партия «Туран», уже одно название которой вызывает недоумение – все же историческая область Туран включает в себя нынешнюю Центральную Азию и к Кавказу не имеет отношения.

Но все становится понятно, если обратить внимание на слова лидера партии Джахандара Байоглу: «Мы не считаем никого из других народов мира нашим врагом, и вы готовы сотрудничать с ними. Для нас русский, персидский, китайский шовинизм и армянские марионетки наши враги. Мы не враги персов, россиян и китайцев. От их имени мы выступаем против шовинизма, который враждебен тюркской нации. Наша миссия победить в этой благословлённой войне и спасти мир от зла!».

То есть, партия «Туран» является протурецкой партией, через которую Анкара собирается «работать» с тюркскими государствами. И наверняка азербайджанская партия уже налаживает связи с партиями в центрально-азиатских республиках, ведь в каждой из них найдется объединение или сообщество с названием «Туран» или иная организация, готовая сотрудничать с «турецкими единомышленниками»

Анкару также тревожит тот факт, что саудиты укрепляют свое влияние в Кыргызстане. Фактически, они пришли на место турок после их путча. В конце прошлого года в одном из турецких СМИ появилась статья, в которой рассказывалось о деятельности одного из уже бывших руководителей ГКНБ.

«В то время, как Турция усиливает свои позиции на международной арене, выступая важной силой в урегулировании сирийского конфликта, и заявляет о своей независимой позиции от США, ее авторитет ставится под сомнение в стране, считавшейся до сих пор союзником и искренним другом, — говорится в статье. — Как в шпионских романах, за этими событиями стоят не национальные интересы, а влияние загадочной личности, его зарубежных покровителей и деструктивных сил, опутавших планету и пытающихся подменить собой тюркское сообщество. У всех этих явлений есть имена замглавы глава ГКНБ Жакып Байымбетов по прозвищу «Амир-полковник», его партнеры из Саудовской Аравии и признанная террористической в ряде стран организация гюленистов FETO».

Турок беспокоила возможность того, что «став главой ГКНБ Байымбетов может захотеть рубить головы по нормам шариата или организовывать убийства несогласных журналистов – все в духе своих покровителей». Конечно, это была «страшилка» в духе махровой пропаганды.

Кыргызско-турецкие отношения когда-нибудь нормализуются. Но турки сами иногда все портят. Почти фанатичное желание покончить с Гюленом и его сторонниками иногда, мягко говоря, не находят понимания. Так посол Турции Женгиз Камиль Фырат чуть больше года назад устроил очередной скандал, опять же на почве антигюленовских настроений. Он был приглашен на ифтар, организованный Духовным управлением мусульман Кыргызстана. Там же среди гостей оказался президент бывшей гюленовской сети учебных заведений «Сапат», тоже турецкий гражданин, которого посол при всех назвал террористом и громко упрекнул организаторов в том, что его хотели посадить за один стол с преступником, хотя Турция делает много добра Кыргызстану, в том числе построила мечеть за 35 миллионов долларов. И это не единственный демарш посла, который вызывает, мягко говоря, недоумение.

Трудно налаживать с Турцией отношения, когда даже официальный представитель этой страны делает все, чтобы трудно было их нормализовать. Да и стоит ли торопиться? Пока что выгоды от них маловато. Было маловато даже при Атамбаеве, который благоволил к туркам и всячески поддерживал любые их начинания. Да, есть та же кыргызско-турецкая больница, лицеи, университеты, но говорить, например, заметных о инвестициях в экономику не приходится, хотя определенные надежды были. Но есть определенные потуги влиять на политику Кыргызстана. Чем это чревато?

Алишер Каримов

Источник: http://region.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=3624:2020-06-19-16-53-56&catid=4:politika&Itemid=5

Добавить комментарий