В последние годы Бишкек ставит антирекорды по качеству воздуха. На протяжении нескольких отопительных сезонов подряд столица Кыргызстана возглавляла список самых загрязненных городов мира, обходя в анти рейтинге даже ведущие промышленные мегаполисы.
По оценкам экспертов, основными причинами загрязнения воздуха в Бишкеке являются: использование низкокалорийного угля и синтетического мусора для отопления в частном секторе; многократное увеличение количества автомобилей в городе; использование столичной теплоцентралью и котельными некачественного угля; горение мусорного полигона; нарушение городской «розы ветров», вызванное хаотичной застройкой столицы многоквартирными домами и др.
Вопросы, касающиеся экологической ситуации в столице Кыргызстана, связанной, прежде всего, с качеством воздуха, а также меры, которые необходимо принять для его улучшения обсудили участники круглого стола: «Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Зеленные технологии небезопасны
Как отметил его директор, политолог Игорь Шестаков, на данный момент мнения относительно эффективности тех или иных технологий, предлагаемых специалистами для решения проблем с загрязнением воздуха в Бишкеке, заметно разнятся. Одни видят выход в широкой газификации столицы и регионов, а другие в строительстве АЭС. Третьи ратуют за применение зеленых технологий, которые сейчас активно «рекламируют» по всему миру западные страны – тепловые насосы, ветряные генераторы, солнечные панели и т.д.
— При этом нужно понимать, что даже зарубежные специалисты, отмечающие определенную эффективность использования зеленых технологий, указывают на связанные с ними экологические проблемы, не говоря уже про их высокую себестоимость. Риски для экологии связаны, прежде всего, с трудностями в утилизации отработавших свой ресурс деталей и механизмов, которые используются для выработки энергии из возобновляемых источников. Соответственно, страны, сделавшие ставку на ВИЭ, в скором времени ожидает цунами «зеленого мусора». К примеру, сторонники данных технологий прогнозируют, что к 2050 году количество выброшенных солнечных панелей может составить 78 млн тонн, а ветряных турбин, которые окажутся на свалках к 2040 году только в США, – более 720 тонн, — рассказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что в случае, если Кыргызстан поставит приоритет в пользу зеленой энергетики, то республике понадобится построить специальный полигон для складирования или захоронения их не разлагаемых отходов.
— Сомневаюсь, что Евросоюз и другие западные доноры будут выделять нашей республике гранты или инвестиции для решения данных проблем. Сейчас на рассмотрении в Жогорку Кенеше находится законопроект по использованию кредита Всемирного банка в размере $50 млн, нацеленного на улучшение воздуха в Бишкеке и других городах республики. На мой взгляд, давая этот кредит западные доноры еще ближе подталкивают нашу республику к использованию зеленых технологий, которые в свою очередь, являясь коммерческим проектом, нуждаются в рынках сбыта. Но парадокс заключается в том, что мы берем кредиты на зеленые технологии в надежде, что за их счет западные доноры спишут нам другие кредиты, — с иронией отметил спикер.
Также он обратил внимание, что даже несмотря на беспрецедентные антироссийские санкции, страны Евросоюза продолжают закупки российского газа для нужд своего населения, отопления и решения проблем промышленного производства. Соединенные Штаты Америки также не отказываются от использования нефти и газа.
— Это показывает, что США и ЕС прибегают к двойным стандартам в вопросах борьбы с изменением климата. Тогда как их экономика продолжает активно использовать нефть и газ, развивающимся государствам Запад навязывает форсированный зеленый энергопереход, чтобы закрепить их в орбите своего политического и технологического влияния. По мнению многих экспертов, это одна из ключевых целей западного блока, — добавил И. Шестаков.
Что загрязняет Бишкек?
В свою очередь эксперт по качеству окружающей среды и изменению климата Андрей Подрезов напомнил, что загрязнение воздуха не только в Бишкеке, но и в других агломерациях зависит от двух факторов. Во-первых, от источников выбросов, различаются по мощности, высоте, температуре отходящих газов и т.д. По составу примесей выбросы делятся, как на твердые, жидкие и газообразные, так и на смешанные. При этом около 90% выбросов от углеродного топлива – это газообразные вещества, и только10% – взвешенные частицы различного химического происхождения.
Второй фактор – это климатические условия, которые способствуют либо рассеиванию примесей, либо их накоплению.
— Рассеивающая способность атмосферы зависит, прежде всего, от вертикального распределения температур. Если температура падает с высотой, то выбросы беспрепятственно уходят вверх и рассеиваются на большой площади, т.е. приземная концентрация при этом уменьшается. Т.е. если на высоте 300-500 м лежит теплый воздух, то примеси натыкаясь на него, как на крышку, не могут пробить этот слой и оседают вниз, накапливаясь в приземном слое. Если эта инверсия сохраняется несколько суток, то концентрация в наземном слое увеличивается в арифметической прогрессии. Почему высота трубы ТЭЦ 300 м? Чтобы пробить слой инверсии. Не только Бишкек, но и Улан-Батор, и Пекин и многие-многие города мира в зимнее время зависят от мощности и частоты инверсии, которая над ними возникает в этот период, — пояснил ученый.
Немаловажное условие – горизонтальное перемешивание примесей, где важную роль играет ветер. Дополнительный эффект оказывают осадки – снег и дождь.
— Дождь лучше вымывает примеси, но как показывает опыт наблюдений на автоматической метеорологической станции КРСУ, дождь очищает воздух, т.е. снижает концентрацию не более чем на 10-15%, т.е. приписывать особые заслуги осадкам не стоит. А вот значительно увеличивают концентрацию выбросов туманы и дымка. В прошлые годы смог стоял, именно когда была морозная туманная погода. Дело в том, что в таких условиях взвешенные вещества, попадая в атмосферу, остывают и обволакиваются капельками воды. Усиливается данный эффект рассеиванием солнечной радиации, которая не достигает поверхности земли и не прогревает почву, исключая вертикальное рассеивание. По сути, смог – это комплекс дыма, тумана и загрязняющих веществ, которые присутствуют в воздухе, — рассказал спикер.
Как отметил А. Подрезов, государственный мониторинг состояния воздуха в Кыргызстане осуществляется агентством «Кыргызгидромет». В Бишкеке это 7 стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферы, оставшихся еще с советских времен. Наблюдения на них проводятся один раз в сутки по сокращенной программе. Автоматического оборудования там нет, т.е. замеры проводятся вручную. В 2020 году АБР передал «Кыргызгидромету» 50 датчиков мониторинга для измерения твердых частиц и диоксидов азота.
— Теперь у нас 58 пунктов контроля: 50 датчиков, 7 стационарных пунктов и одна автоматическая станция Кыргызгидромета, которая около 8 лет была предоставлена финским институтом в рамках одного проекта. Наблюдения ведутся за 10 веществами, — поделился информацией А. Подрезов.
Говоря о неправительственном мониторинге, он пояснил, его осуществляет станция, расположенная на территории американского посольства, и еще 15 датчиков на территории города, которые и определяют рейтинг Бишкека по загрязнению воздуха, о котором много говорят последние несколько лет.
— Станция же Кыргызского Славянского Российского университета, к сожалению, широко не прозвучала, хотя и измеряла круглосуточно в автоматическом режиме 16 загрязняющих веществ. Работала она с 2018 года, и дала очень важные данные по концентрации и распространению примесей в столице, — добавил эксперт.
Как столичные власти улучшают ситуацию
В рамках дискуссии было отмечено, что в период нынешнего отопительного сезона воздух в столице Кыргызстана значительно чище, чем в аналогичные периоды прежних нескольких лет. По мнению экспертов, отчасти этому способствовали погодные условия, при этом не стоит умалять и заслуги правительства и столичной мэрии, которые проделали внушительную работу. О том, какие меры были предприняты в данном направлении на государственном и муниципальном уровне, рассказал вице-мэр г. Бишкека Жыргалбек Шамыралиев.
— Я считаю, за год проведено достаточно мероприятий, касающихся например, печного отопления и автотранспорта. Так, общественный транспорт переводится на газовые виды двигателей, т.е. мы меняем подвижной состав столицы на газовые автобусы – они вместительные и большие. В конце прошлого годы прибыло 744 таких автобуса, в этом году мы ожидаем прибытие еще порядка 700 единиц. По предварительным данным, благодаря данным мерам, потребление общественным транспортом дизельного топлива сократилось примерно на 100 тонн в сутки. Также в рамках проекта «Акселератор» в городе введены в эксплуатацию 42 станции зарядки электромобилей, что стимулирует повышение спроса на электромобили. На данный момент в Бишкеке их уже около 2 тысяч, — поделился информацией чиновник.
По его словам, не менее серьезной проблемой, влияющей на качество воздуха в Бишкеке, является использование населением автотранспорта, количество которого сегодня превышает 400 тысяч и постоянно растет. Как отметил вице-мэр, с целью стимулировать использование населением общественного транспорта, было инициировано выделение для него отдельных полос на дорогах.
— Сейчас эта инициатива не находит одобрения среди пользователей личного автотранспорта, но со временем она должна стимулировать развитие системы общественных пассажирских перевозок, что позволить сократить количество личного автотранспорта на дорогах. В дальнейшем мероприятия по улучшению экологии будут развиваться. Например, мы планируем ввести зеленые коридоры для экологических видов транспорта. Также с целью стимулирования населения к использованию таких средств передвижения планируется расширять тротуарную инфраструктуру с выделением полос для велосипедов и самокатов, — сообщил спикер.
Он также проинформировал, что в рамках поставленной правительством задачи и в соответствии с подписанным между мэрией Бишкека и «Газпромом» соглашением, закончена газификация девяти бишкекских жилмассивов, сейчас ведется активное подключение абонентов к данным газовым сетям.
— В прошлом году Кабмин КР одобрил документ на выделение специальной субсидии 1 млрд сомов для льготного кредитования и стимулирования подключения населения к газу. В 2024 году данная инициатива будет продолжена. Льготное кредитование: 8% на подключение газа домов до 150 квадратов, и свыше 150 кв. м – 12%. По данному направлению работают РСК и Айыл Банк. В прошлом году к газу подключились 10 тыс. новых абонентов. Это говорит о том, что благодаря принятым мерам, сокращается потребление угля, которое в отопительный сезон в нашей столице в среднем составляло порядка 140 тыс. тонн. На данный момент по предварительным оценкам мы можем говорить о сокращении на 12 тысяч тонн, — поделился информацией Ж. Шамыралиев.
По инициативе мэрии в прошлом году переведены на природный газ 22 котельные, которые до этого времени продолжали работать на твердом топливе.
— Тем самым мы сминусовали еще 3,6 тысяч тонн угля, который потреблял наш муниципалитет. Также городом был потушен мусорный полигон, который существенно повышал уровень вредных выбросов в атмосферу, т.е. был ликвидирован один из источников загрязнения воздуха в столице. Важно отметить, что при содействии мэрии и межведомственной комиссии на ТЭЦ Бишкека сейчас используются более калорийное твердое топливо. Например, решено отказаться от кара-кечинского угля, который менее калорийный и энергоэффективный, но при этом более зольный и дает в 2 раза больше вредных выбросов, чем, например, Шабыркуль. В этом отопительном сезоне столичной теплоэнергоцентралью закуплено более 450 тыс. тонн калорийного угля, что в определенной степени также дает свой положительный эффект, — отметил чиновник, подчеркнув, что мероприятия по улучшению качества воздуха и экологии в целом городом будут масштабироваться и увеличиваться.
Прежде всего, это касается газификации. Также в рамках проекта ВБ планируется поэтапно вводить новую систему отопления для частного сектора – тепловые насосы.
Ж. Шамыралиев отметил, что в результате своей деятельности мэрия сделала важный вывод – необходимо внимательнее относиться к неправительственным источникам данных относительно качества воздуха.
— Я считаю, что мы должны опираться на данные «Кыргызгидромета», которые более точны, т.к. при их получении соблюдаются все необходимые параметры и нормы. Что касается данных того же сайта IQAir, который в основном и будоражит общественность, нужно еще посмотреть насколько их данные достоверны, и насколько корректно установлены их приборы. Нами, например, выявлены несколько точек, где расположение оборудования не соответствуют даже требованиям самого сайта – датчики должны находиться на определенном расстоянии от дороги, на определенной высоте и т.д. Мы видели датчик, установленный, например, на тандыре. Естественно, его показатели не корректны. Были примеры, когда показатели двух разных приборов, установленных в непосредственной близости друг от друга, отмечали совершенно разные данные. С этим надо работать, потому что иногда эти данные могут не соответствовать действительности, а использоваться в коммерческих целях. На одном таком сайте мне попалась реклама очистителей воздуха, — рассказал вице-мэр.
Он также отметил, что в декабре 2023 года стояли морозы, мэрией отмечалась положительную динамику по качеству воздуха.
— Я не говорю, что мы победили смог, но есть динамика по снижению загрязнения, и это уже хорошо. Смог появился не вчера и не 10 лет назад, он имел место с момента образования нашего города. Отчасти это и стало причиной строительства ТЭЦ в 70-е годы прошлого столетия – целью было построить систему центрального отопления, чтобы ликвидировать многочисленные котельные, — добавил Ж. Шамыралиев.
Наталья Лобанова
Продолжение следует…
Источник: https://region.kg/article/kogda_bishkek_vyjdet_iz_ekologicheskogo_tupika
Добавить комментарий