В сентябре прошлого года «57 российских «иноагентов» подписали обращение к парламенту Кыргызстана с требованием не принимать поправки в законы, которые инициировала Надира Нарматова. Подписавшиеся уточняют: отличия кыргызских норм заключаются в том, что «агенты» будут названы «представителями», а нарушение закона повлечет запрет деятельности НКО сразу на полгода. Как и в России, никаких внятных критериев для включения в список «иноагентов» не предусмотрено. «Мы просим не копировать опасные практики, влекущие неизбежное уничтожение гражданского общества в Кыргызстане, и рекомендуем Жогорку Кенешу отклонить проект закона».
Это информационное сообщение было опубликовано информационным агентством 24.kg, которое придерживается антироссийской позиции. При этом уже примерно четыре недели агентство не может работать во всю силу. Потому что госбезопасность начало следствие, закрыло и опечатало помещение СМИ, изъяло компьютеры.
Как сообщила в соцсетях директор агентства Асель Оторбаева, «я написала открытое обращение заместителю председателя кабинета министров — главе ГКНБ Камчыбек Ташиев, но полагаю, оно тоже будет проигнорировано. Потому что цель у власти одна, это теперь становится очевидным — довести ИА 24 кг до банкротства, закрыть вот таким изощренным способом».
Истинные цели этого дела неизвестны, но агентство обвиняют в «разжигании войны», однако оно должно послужить сигналом другим оппозиционным СМИ, что не стоит «идти против ветра», то есть, власти, тем более, поддерживать антироссийские действия оппозиции и недружественных по отношению к России страны.
Некоторые СМИ уже закрывались властями или оказывались под следствием, как, например, это было с киргизским филиалом «Радио Свобода» радиостанцией «Азаттык». Тогда она опубликовало, как считается, фейковые материал о таджикско-киргизском конфликте, по сути встав на сторону соседней республики, что было расценено как предательство. Также было закрыто информагентство «Клооп медиа», которое также, как и «Азаттык, существует на американские гранты. И таких СМИ и неправительственных организаций в Киргизии предостаточно, все они имеют вес и веьсма богатое финансирование из-за океана, например, это такие организации, как «Кактус медиа», «Салам Радио», «ПолитКлиника», «Институт медиа полиси», «Центр медиаразвития», «Джиномик медиа». Все они придерживаются четкой прозападной, точнее проамериканской позиции.
Эти СМИ и НПО намеренно педалировали антироссийскую тематику, даже в мелочах. То же агентство 24.kg в своих статьях писало «в Украине», а не «на Украине» как полагается правилам русского языка. То есть это была маленькая форма антироссийского протеста. Ну и некоторые материалы носили прямо проукраинский характер.
В Киргизии уже давно пытаются принять новый закон о СМИ. Но оппозиционные СМИ, НПО и прозападные депутаты всеми силами стараются его заблокировать, также как и закон об иностранных агентах.
Например, как сообщает ИА 24.kg депутат парламента Жанар Акаев заявил, что «законопроект о СМИ сырой. Об этом он сообщил на заседании парламентского комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту. По его словам, документ ограничивает права журналистов на получение информации от чиновников. «Они должны получать аккредитацию во всех государственных органах. Тогда зачем работать? Я проанализировал законопроект. На 95 процентов его списали с российских аналогов. Нельзя принимать документ в таком виде. Такие вопросы надо решать путем общественных обсуждений. Прошли круглые столы с участием общественности и медиа, но их мнение не услышали. Нужно прийти к консенсусу с кабмином. Если закон пройдет, многие СМИ закроются», — сказал депутат и предложил снять вопрос с повестки дня».
Иностранные организации активничают довольно смело, беря на себя функции третейского судьи. Например, после ареста журналистов из оппозиционного СМИ, призывавшего население к активному сопротивлению власти, «Комитет по защите журналистов (CPJ) осуждает решение суда Кыргызстана оставить в силе избранную 11 журналистам, являющимся бывшими или действующими сотрудниками Temirov Live, меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца. Об этом говорится в заявлении организации».
Даже государственный секретарь США Энтони Блинкен не остался в стороне. Он написал письмо президенту Жапарову, в котором частности говорится: «Мы благодарим вас за вашу роль в обеспечении успеха этого исторического саммита. Ваше активное гражданское общество уже давно является самым сильным в регионе и ключевой частью демократии в Кыргызстане. Поэтому я обращаюсь к вам, чтобы выразить свою озабоченность по поводу законопроекта парламента об иностранных представителях (закон о НКО)… «Это поставит под угрозу один из величайших активов вашей страны. В нынешнем виде этот закон ставит под угрозу доступ граждан КР к жизненно важным услугам, таким как здравоохранение и образование, через программы, осуществляемые НПО при поддержке правительства США и международных партнеров. Некоторые американские партнеры по реализации настолько обеспокоены этим законом. Они рассматривают возможность превентивного прекращения своей деятельности в Кыргызской Республике».
Но угрозы Блинкена по поводу «прекращения деятельности» некоторых американских организаций в Киргизии мало пугают президента Жапарова. Все-таки это не инвесторы с сотнями долларов инвестиций, а всего лишь западные НПО, которые вливают деньги вовсе не в экономику, а в СМИ, НПО, в лучшем случае в социалку.
Но стоит помнить, что чаще всего такая активность в Киргизии НПОшников и оппозиционных СМИ приводила к бунтам и смене власти. И чаще всего к этому руку прикладывали американцы. Это они финансировали основные НПО и оппозиционеров.
Вся эта деятельность является ярчайшим примером вмешательства третьей стороны в дела Киргизии. Этим способом и насаждается мнение о том, что является правильным или неправильным, демократичным или тираничным. Но тут же возникает вопрос, почему их мнение является правильным, а решения, принимаемые самостоятельно внутри Киргизии – нет? Почему никогда не смотрят на результаты «демократической» политики Америки внутри неё самой? История не раз показала, что хождение в чужой монастырь со своим уставом к хорошему не приводит. Народ и власти Киргизии могут сами для себя решить, что хорошо, а что плохо. И посторонняя «помощь» тут совсем ни к чему.
Сергей Кривощапов
Добавить комментарий