В конце ноября граждане Кыргызстана должны будут избрать новый состав Жогорку Кенеша, который согласно новому законодательству, будет состоять из 90 депутатов – 54 представителей политических партий и 36 одномандатников. Эксперты пока не спешат выделять инсайдеров предстоящей гонки, но прогнозируют жесткую борьбу за депутатские мандаты между партийными объединениями, а также усиление влияния внешних факторов на избирательный процесс.
Основные общественно-политические вопросы в контексте предстоящих парламентских выборов в Кыргызстане, а также перспективы влияния внешних факторов на внутриполитическую ситуацию в республике обсудили участники круглого стола: «Влияние внешних факторов на политические процессы в КР в преддверии парламентских выборов». Мероприятие было организовано Клубом региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.
Как отметил сопредседатель Клуба региональных эксперт КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, на выборах в Кыргызстане внешний фактор всегда играл одну из ключевых ролей в формировании общественного мнения.
— Прежде всего, это касалось наблюдения за выборами и медийной составляющей. На эти цели Запад всегда щедро выделял гранты, получателями которых в основном были неправительственные организации. С прошлого года наблюдается повышенная финансово-организационная активность в этом направлении со стороны европейских стран и США. Это связано с тем, что сейчас НПО фактически стали подменять собой политические организации, выполняя заказ зарубежных стран. Это опасная тенденция, поэтому, на мой взгляд, нашему правительству пора изучить опыт России и Казахстана, где неправительственный сектор получает финансирование не от зарубежных доноров, а из госбюджета. НПО в этих странах решают задачи социально-экономического характера, а не занимаются политической борьбой как в Кыргызстане, — отметил эксперт.
По его словам, принятый Жогорку Кенешем и подписанный президентом КР закон о финансовом контроле НПО, не решит проблему вмешательства неправительственных структур в политические процессы, т.к. в реальности он не имеет механизмов реализации. А это значит, что государственные структуры будут выступать лишь в роли наблюдателей, не имея возможности контролировать финансовые потоки неправительственных организаций, поступающих от зарубежных доноров.
На тот факт, что сегодня НПО, финансируемые западными странами напрямую или через международные организации, активно влияют на политические процессы в Кыргызстане, обратил внимание общественный деятель и правозащитник Турсунбек Акун.
— Начиная примерно с 2000-х годов, неправительственные организации в Кыргызстане, выполняя поручения своих зарубежных спонсоров, пытаются диктовать официальным властям республики свою повестку в сфере государственного устройства и управления, назначения кадров и т.д. Кроме того, они ведут, так скажем, политический шантаж, влияя на избирательные процессы, организовывая митинги и даже революции. На эту деятельность западные доноры выделяют огромные деньги. Некоторые организации получают по 600-800 тысяч долларов в год, но практически никто не знает, для каких целей используются эти деньги, поэтому очень важно, что у нас был принят закон об НПО. Я благодарен депутатам, которые его инициировали, разработали и приняли, — сказал правозащитник.
Он сообщил, что владеет информацией о том, что сегодня в Кыргызстан поступают внушительные западные гранты, получателям которых поставлена цель – сформировать негативное отношение к выборам и подготовить почву для дестабилизации ситуации после оглашения итогов голосования.
— Получатели грантов – представители НПО и отдельные прозападные политики – на эти деньги проводят различные семинары и тренинги, но не в Бишкеке, видимо, опасаясь, что на них могут попасть нежелательные люди. Они заказывают автобусы и вывозят участников таких мероприятий за город, содержание таких встреч не известно, но можно предположить, что они обсуждают планы на выборы, — добавил Акун.
На феномен выборов в Кыргызстане обратил внимание эксперт по вопросам безопасности Таалайбек Джумадылов.
— Во всем мире выборы – это механизм снятия напряжённости и стабилизации общества, обеспечивающий либо сменяемость власти, либо укрепление режима. В нашей же стране это повод для нарастания социальной напряженности и эскалации, а зачастую и спусковой механизм для насильственной смены власти. Три наши революции происходили после выборов, потому что в нормальных государствах результаты голосования должны определять носителей власти, тогда как у нас происходит всё наоборот, поэтому пока мы эту матрицу не изменим, так и будем ждать выборов с некоторой опаской, — отметил эксперт.
По его словам, сегодняшнюю предвыборную ситуацию усугубляют внутренние социально-экономические проблемы, прежде всего, угроза продовольственной и энергетической безопасности.
— Есть негласное правило, что для проведения выборов нужны благоприятные условия. Анализ же нынешней ситуации, говорит о том, что у нас сейчас условия крайне не благоприятные. Неизбежно и вмешательство в наши выборные процессы внешних сил, степень влияния которых может значительно усилиться. Запад в качестве рычага давления всегда эксплуатируют тему прав человека и развития демократии, в том числе проведения прозрачных выборов. В качестве инструмента давления они используют свою пятую колонну – финансируемый США и Евросоюзом неправительственный сектор, — сказал Джумадылов.
В этой связи он подчеркнул значимость принятого в Кыргызстане закона о финансовой отчетности НПО, однако, отметил, что документ пока не принес ожидаемых результатов, т.к. он сырой и требует разработки механизмов реализации его положений.
Как отметила депутат ЖК КР Евгения Строкова, выступавшая одним из инициаторов обсуждаемого закона,власть,осознавая возможности НПО в дестабилизации общественно-политической ситуации, форсировала его принятие.
— Нам был нужен закон, предусматривающий государственный контроль финансовой деятельности НПО. Не секрет, что неправительственные структуры получают от своих спонсоров двойное финансирование – часть официально, а большую часть не официально. И если «белые» деньги используются в рамках заявленной миссии, что «черный нал», зачастую, используется для реализации непубличных задач, например, формирования определенных общественных настроений, влияния на политические процессы или организации и проведения тех же митингов и акций протеста. Поэтому мне кажется, мы немного опоздали с этим законом, его нужно было принять уже давно. Кроме того, он получился очень мягким и обтекаемым, а главное, до сих пор не разработаны механизмы его реализации, — подчеркнула парламентарий.
Между тем, закон, несмотря на свою неэффективность, в свое время сильно потряс те неправительственные организации, которые работают по линии западных стран.
— Представители прозападных НПО стали упрекать нас в том, что этот закон вредит развитию нашей демократии. Но здесь нужно обратить внимание на то, что в странах, чьи интересы в Кыргызстане представляют неправительственные организации, есть аналогичные законы, и это нормальная практика предупреждения внешнего вмешательства во внутренние дела независимых государств. Однако, мне не совсем понятно, почему эти страны критикуют наши инициативы в данном направлении, когда у себя они жестко контролируют финансовую деятельность гражданского сектора, — сказала Евгения Строкова.
По мнению политического обозревателя, телеведущей Зарины Уметалиевой, за годы независимости Кыргызстана финансирование западными странами различных неправительственных организаций сформировало в республике отдельную экономическую отрасль с многомиллионным долларовым оборотом.
— Только 10-15% нашего населения понимают, какую на самом деле деструктивную миссию выполняют большинство неправительственных организаций. Большинство, прежде всего, молодых людей искренне верит в их праведные цели и красивые лозунги, не осознавая, что они являются фальшивыми, что по факту они действуют против интересов нашей страны. Я думаю, что государство должно обратить внимание на этот факт, и начать работать с молодежью, — сказала журналист.
Она отметила, что само понятие и инструментарий неправительственных организаций сформировались в США и Европе, где изначально использовались для решения внутренних социальных задач. Однако со временем их стали эксплуатировать и в геополитических целях – финансируя развитие гражданского сектора в иностранных государствах, западные страны, по сути, создали пятую колонну, которая по заданию своих спонсоров, продавливает те или иные политические инициативы, маскируя прямое вмешательство внешних сил во внутренние дела независимых государств.
— Кыргызстан глубоко погряз в этих процессах. В отличие от соседних государств, в нашей стране неправительственный сектор активно влияет на самые разные процессы, в том числе, политические. Наверное, пора нашим властям поработать над этой проблемой. Тем более, что сейчас в этом поле работают не только прозападные НПО, в последнее время заметно усилилась работа в данном направлении со стороны Турции, — подчеркнула Зарина Уметалиева.
На проблемы в отношениях между обществом и политическими силами в Кыргызстане обратила внимание председатель фонда «Евразийское поколение» Асель Карабаева.
— В 2020 году я была наблюдателем и видела, как люди шли семьями голосовать, из УИК они направлялись прямиком в супермаркеты, покупали продукты, заходили в кафе. Сейчас, когда я говорю со своими знакомыми о предстоящих выборах, убеждаю их проявить свой гражданский долг и проголосовать за действительно достойных кандидатов, меня сразу спрашивают, сколько они заплатят. Когда начинаешь говорить о сильном государстве, о выборе, от которого зависит будущее, мне говорят, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. Большинство не смотрит на программы и цели партий, они смотрят на сумму вознаграждения за свой голос на выборах, — отметила глава «Евразийского поколения».
На деструктивную роль фейков в предвыборном процессе обратила внимание политический обозреватель Наталья Крек.
— В последнее время важную роль в формировании общественного сознания стали играть социальные масс-медиа, где, зачастую тиражируется недостоверная информация. Сейчас появилось такое понятие, как «фабрики троллей». Зачастую это команды, зачастую, не знакомых между собой людей, которые создают аккаунты под вымышленными именами и продвигают в соцсетях ту или иную тему, нередко, откровенные фейки. В предвыборный период фабрики троллей расширяются, начинается активный «слив компромата» и медиа-пространство наполняется черным пиаром. В этой связи, принятие Закона «О фейках», на мой взгляд, является правильным шагом. Однако проблема в том, что его инициаторами стали депутаты. Многие восприняли этот шаг, как стремление отдельных политиков оградить себя от критики со стороны общества, — отметила журналист.
По ее словам, инициатива принятия такого закона должна бы была исходить как раз от неправительственного сектора, как главного радетеля за права человека и прозрачность политических процессов. Вместо этого они первыми стали критиковать документ, ссылаясь на то, что он, якобы, ущемляет свободу слова.
— В любом демократическом обществе прекрасно понимают, что свобода слова – это не вседозволенность, поэтому в США и европейских странах предусмотрена ответственность за распространение фейков, которые могут угрожать безопасности государства и негативно влиять на общественно-политическую, социально-экономическую ситуацию или репутацию гражданина. Нам же в упаковке свободы слова пытаются навязать информационную нечистоплотность, — добавила Наталья Крек.
Она обратила внимание, что фейки – это изобретение запада, которое используется в информационных войнах. Впервые его применили, как повод для введения американских войск в Ирак. Тогда в одной из газет появилось сообщение, что Ирак владеет химическим оружием, что и стало основанием для военного вторжения в эту страну со стороны США.
— Сегодня социальные сети перегружены фейками, которые нередко используются для дестабилизации обстановки в той или стране. Они стали инструментом для разжигания конфликтов и революций. Поэтому, Закон «О фейках» нужен, прежде всего, для того, чтобы обезопасить Кыргызстан от раскола, но его нужно доработать, чтобы он эффективно работал, — добавила политический обозреватель.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
Добавить комментарий