Нынешняя зима в Узбекистане была необычно холодной. Дошло до того, что была прекращена подача газа в соседний Кыргызстан, хотя есть соответствующие договоренности, контракты. Но узбекам самим не хватало голубого топлива. На этом фоне вновь стал весьма актуальным вопрос о развитии энергетики. И не только газовой. Вдобавок, следует учитывать, что экономика страны активно развивается, появляются новые предприятия, в том числе и тяжелой индустрии, одних только автозаводов строится и расширяются почти во всех регионах республики, но есть и другие крупные проекты, и, конечно, развивается средний и малый бизнес.
Власти Узбекистана полагают, что «кардинальное решение этих серьезных вопросов видится в создании тройственного газового союза между Узбекистаном, Россией и Казахстаном, а также строительстве АЭС по российскому проекту».
«Теперь Узбекистан не только энергодефицитная страна. В последние годы в силу объективных причин в республике наблюдается еще и газодефицит. И этот процесс будет продолжаться: население растет, запросы промышленности и сельского хозяйства на природный газ увеличиваются, вводятся новые ТЭЦ на газе, которые тоже требуют новых объемов природного газа для выработки энергии», — полагает узбекский политолог, директор центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев.
«Свыше 80 процентов всей электрогенерации в Узбекистане идет за счет тепловых электростанций, которые сжигают природный газ. При этом объемы запасов газа и добычи природного газа в стране не будут расти так, чтобы удовлетворять новые потребности увеличивающегося населения и экономики. А значит электрогенерация на природном газе имеет свои пределы и свои ограничения», – отмечает он.
Эксперт полагает, что зеленая энергетика не в состоянии обеспечить электричеством экономику и население на постоянной и надежной основе, слишком большая зависимость от капризов природы. В Узбекистане, хотя какую-то часть территории занимают горы, не возможности для строительства крупных электростанций, которые могли бы обеспечить энергией крупные города с их мощными предприятиями. А надежным источник электроэнергии в таких условиях является атомная энергетика.
Но не только Узбекистан столкнулся с дефицитом энергии, все страны региона оказались в аналогичном положении. Например, Казахстан. страны региона, в том числе и Казахстан, уже вступили в период дефицита электроэнергии. В начале февраля, выступая на заседании казахского правительства президент Касым-Жоомарт Токаев отметил, что стране нужная атомная энергетика.
«Мы столкнулись с регулярными перебоями в работе системы энергоснабжения. Самый яркий пример — отключение электроэнергии на юге страны, — сказал президент Казахстана. — Мы отчасти зависим от качества работы энергосистемы сопредельных государств. Проблему энергетической безопасности страны нужно срочно решать. Нам позарез нужна атомная чистая электроэнергия».
И это несмотря на запасы газа и нефти на крупных месторождениях страны. Хотя стоит отметить, что Казахстан, как и соседний Узбекистан, не имеет собственных мощных гидроэлектростанций. Так что энергетическая «болезнь» у региона одна на все республики.
Бахтиер Эргашев в интервью одному их российских авторитетных изданий отметил: «Да, конечно, блэкаут показал всю уязвимость нынешней системы электрогенерации по всему региону. Понятно, что сети стареют и их нужно менять. Электрогенерацию необходимо увеличивать, строить новые электростанции. Поэтому вопросы строительства АЭС будут, конечно же, одним из главных вопросов, на которые нужно искать ответы. И я думаю, необходимость АЭС как будущего источника электроэнергии в регионе становится ясной для всех».
Узбекистан ставит перед собой задачу увеличить производство электроэнергии в два раза в ближайшие десять лет.
Власти Узбекистана уже объявили, что первая АЭС в республике будет построена в Джизакской области, она будет состоять из двух энергоблоков ВВЭР-1200 поколения 3+. Аналогичный проект уже успешно реализован в Белоруссии, экономика страны от этого только выиграла. Также Россия строит первую турецкую атомную электростанцию «Аккую» с точно такими же блоками, что и в Белоруссии. По плану после ввода в эксплуатацию станция будет вырабатывать около 35 миллиардов киловатт-часов в год и покрывать и обеспечивать 10 процентов потребности Турции в электроэнергии.
Конечно, есть те, полагают, что атомные электростанции небезопасны, это и экологи, ученые и даже бывшие высшие чиновники, работавшие в энергетической сфере. Однако, все построенные атомные станции отвечают требованиям МАГАТЭ и весьма надежны, что показали недавние землетрясения в Турции: никаких разрушений или даже небольших аварий на строительстве АЭС не произошло. Соответственно, эта и другие строящиеся атомные станции также пройдут проверку международной организации.
Некоторые активисты -экологи и даже бывшие высшие чиновники от энергетики утверждают, что электростанции на солнечной энергии могут покрыть дефицит электричества в Узбекистане. Но для этого нужно покрыть солнечными панелями треть территории республики, как минимум. И противники атомной энергии так и не привели в пример ни одну страну, где солнечная энергетика обеспечивает хотя бы половину потребностей в электричестве. Везде и всюду она, солнечная энергетика, является всего лишь дополнением к основной составляющей. И солнечные панели устанавливают, прежде всего, в труднодоступных районах или пустынях и степях, где нет рек и не возможности построить хотя бы маленькие ГЭС.
Есть среди противников АЭС и те, кто утверждают, что строительство АЭС должна заниматься западная компания, а не российская. Но они умалчивают о том, что финансовые условия России мягче, чем у американских или французских компаний. Они также молчат о том, что США не строили АЭС у себя уже больше 30 лет, а Франция строит АЭС в Финляндии уже 20 с лишним лет!
В отличии от других стран Россия укладывается в оговоренные сроки и не превышает смету. «Так же Россия предоставляет самые мягкие условия кредитования АЭС. Например — выплаты по кредиту начинаются не с началом проекта, а когда полностью будет завершен проект + пять лет после завершения. Это снижает риски для стран выбравших реактор блоки ВВЭР в рисках дефолта». Стоит отметить, что Россия построила и строит АЭс в таких странах как Венгрия, Чехия, Индия, Вьетнам, Иран, Болгария и других.
Больше всего реакторов в мире строит сейчас Россия – 21, Франция – 4, США – 2.
… В апреле 2020 года правительство Узбекистана утвердила долгосрочную «Концепцию обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы». Согласно этому документу, «2030 году республиканское потребление прогнозно составит 120,8 млрд кВт/ч (рост в 1,9 раза к 2018 г.). И если в ближайшие годы, если резко не увеличить мощности по электрогенерации, страна может столкнуться с жестким дефицитом электроэнергии. Поэтому Концепцией предусмотрено к 2030 году увеличение генерирующих мощностей страны с 12,9 ГВт до 29,3 ГВт, а производства электроэнергии – с 63,6 млрд кВт/ч до 120,8 кВт/ч».
В этом государственно плане есть и место для атомной электростанции. Она поможет сэкономить большие объемы газа, к примеру, 80 процентов котельных в стране работают сейчас именно на газе. Когда атомная станция начнет давать свои киловатты можно будет забыть о дефиците газа.
Алишер Каримов
Добавить комментарий