КультураОбразованиеРоссия

«К 10 классу они овладели русским в совершенстве». Кто такие дети-инофоны и как «Одинаково разные» помогают им заговорить

Представьте, что вы ведёте урок в классе, где треть учеников не умеет говорить или писать по-русски. Русский язык для этих детей иностранный, чаще всего они не понимают, о чём говорят учителя на биологии, географии, физике и литературе — а значит, не могут учиться. С такой ситуацией регулярно сталкиваются учителя в регионах, где живут семьи мигрантов. Как программа «Одинаково разные» помогает школам работать с детьми-инофонами, рассказывает её руководитель Ира Белоусова, выпускница «Учителя для России».

«К 10 классу они овладели русским в совершенстве». Кто такие дети-инофоны и как «Одинаково разные» помогают им заговорить

Несколько лет назад Ира прошла отбор в программу «Учитель для России» и отправилась работать в школу города Белоусово Калужской области. Почти 40% учеников там оказались детьми-инофонами. Слово «инофоны» означает людей, для которых русский язык неродной, иностранный.

В школах дети-инофоны испытывают трудности с русским языком, им сложнее общаться с учителями, находить друзей и адаптироваться. Часто никто не объясняет им разницу в правилах и нормах местного сообщества. Дети могут сталкиваться с буллингом и откровенной ксенофобией.

На тот момент не было доступных механизмов, которые облегчили бы процесс адаптации детей-инофонов и обеспечивали бы должную социализацию. Поэтому учителя для России решили действовать — и придумали проект «Одинаково разные».

Участники «Учителя для России» решили сфокусироваться на социальной адаптации, включении ребят в школьное сообщество. Сначала учителя выбрали формат школы выходного дня, когда дети приходят на дополнительные занятия по субботам. В выходной в школу приходили ученики 5-8 классов, всего в школе Белоусово занималось около 40 человек. Для ребят проводили проектные курсы по театру, фотографии, а ещё дополнительные занятия по предметам. Раз в месяц все дружно отправлялись на экскурсии.

Ира рассказывает: «Перед началом второго года работы в «Учителе для России» мы поняли, что пора плотно заниматься с ребятами русским языком. Летом написали программу обучения. В начале учебного года провели диагностику, разделили детей по уровню языка и стали заниматься. У нас было всего две группы, и дети в них совсем не говорили по-русски. При этом мы продолжали поездки с ребятами, а ещё начали делать фестивали культур».

Фестивали культур организовали с командой школьников-волонтёров. Большинство этих ребят были «местными» — а значит, владели русским языком всю жизнь. Работая над фестивалем, многие из них впервые задумались о теме миграции и трудностях детей-инофонов, которые оказались рядом. Ира делится: «Каждый раз, когда мы готовимся к фестивалю культур, мы много думаем и говорим про понятия «другого» и «чужого» — как они влияют на наше восприятие и насколько имеют отношение к действительности».

«К 10 классу они овладели русским в совершенстве». Кто такие дети-инофоны и как «Одинаково разные» помогают им заговорить

Но нужно было двигаться дальше — помогать другим учителям. Ведь без должной подготовки учителей невозможно по-настоящему адаптировать детей-инофонов. «В школах, где такой адаптации нет, плохо всем субъектам образовательной деятельности: и детям, и родителям, и учителям, — объясняет Ира. — У учителей нет нужных инструментов, методик, учебников, а дети их совсем не понимают. Здесь даже самый сдержанный учитель может начать проявлять ксенофобное поведение. Он ничем не может помочь, при этом сам чувствует беспомощность. Поэтому и переносит агрессию на детей, родителей и всю их этническую группу. Так педагоги могут становиться инициаторами буллинга. Всё это происходит от отсутствия нужных механизмов поддержки в самой системе».

Чем больше учителей будет знать, как работать с детьми мигрантов, тем больше ребят почувствует себя в безопасности в школе, сможет получать хорошие оценки и заводить друзей. «Одинаково разные» работают над этим прямо сейчас: приглашают школьные команды от 3 до 7 человек на курсы по преподаванию русского языка как иностранного и по социальной адаптации детей с опытом миграции. Команда разрабатывает курсы при поддержке институтов развития образования в Калужской и Новосибирской области. Учителя получают входные и промежуточные диагностики, календарно-тематическое планирование, им помогают закупить учебники, одобренные ФГОС. Для них проводятся круглые столы и конференции, где каждый может поделиться опытом и полезными открытиями. А в программу «Учитель для России»  для новых участников были включены занятия о работе с детьми-инофонами.

В «Одинаково разных» участвует 33 школы Калужской и Новосибирской областей. За время работы программы обучение прошли 178 учителей, а их занятия посещает более 2000 учеников. «Дети, которых я учила, сейчас в 10 классе — и я счастлива, что они остались и дошли до этой ступени, — радуется Ира. — Ребята владеют русским языком в совершенстве».

Сейчас важный фокус «Одинаково разных» — дети с опытом миграции в пунктах временного размещения. Ребятам в ПВР сложно найти для себя занятия, у них нет психологического сопровождения. Команда «Одинаково разных» решила взять это на себя и проводит лагеря — такие, где каждому ребёнку будет место. Каждый лагерь организует команда волонтёров-психологов и педагоги. Вместе они готовят для детей курсы по музыке, изо, рукоделию, театру. А ещё проводят рефлексивные группы: говорят с детьми об их эмоциях и впечатлениях дня.

В гости на лагерные смены приезжают друзья «Одинаково разных» — артисты, поэты и музыканты. А один из первых учеников Иры, мальчик по имени Сухроб, приехал в зимний лагерь в роли волонтёра. «Я счастлива, что Сухроб создавал атмосферу лагеря вместе с нами, — делится Ира. — Для меня очень важно, что он присвоил себе умение помогать другим — и теперь возвращает эту помощь в двойном размере».

*Подробнее об истории Сухроба — в выступлении Иры на TEDxNovosibirsk

У большинства людей в нашей стране есть опыт миграции. Все мы хотя бы раз меняли школу или место работы, переезжали в другой город или просто на соседнюю улицу. Принимать перемены и знакомиться с новой средой бывает непросто.«Когда мы делали первый лагерь, то собирали список песен, которые всем хотелось бы услышать, — говорит Ира. — В списке оказалась «Надежда» Анны Герман. Я поняла, что эта песня звучит как гимн. Для людей, которые уезжали, она имеет особенный смысл. Мы пели её каждый лагерь, это стало традицией. Для меня «Одинаково разные» — тоже про надежду. И я надеюсь, что мы продолжим помогать тем, кому нелегко».

Программы «Учитель для России» и «Одинаково разные» реализует Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель». Вы можете поддержать нашу работу, сделав разовое пожертвование или подключив регулярное.

Источник: https://dzen.ru/a/Y_STQyFKcl9QtHlQ

Добавить комментарий