В Бишкеке состоялся круглый стол: «Вызовы и перспективы инвестиционной политики Кыргызстана в горнодобывающей отрасли в новых геополитических условиях», в рамках которого обсуждались перспективы страны в плане привлечения иностранных инвестиций в горнодобывающую отрасль, в том числе с учетом международных геополитических и экономических тенденций. Организатор мероприятия – Центр экспертных инициатив «Ой Ордо».
— Кыргызстан – это где 93% территории занимают горы, в которых имеются огромные залежи полезных ископаемых. На мой взгляд, развитие горнодобывающей отрасли может стать локомотивом экономического прорыва нашей страны. Кроме того у нас большой гидроэнергетический потенциал, который также требует инвестиций для своего развития. Однако, важно найти оптимальные форматы сотрудничества с инвесторами, которые будут отвечать нашим национальным интересам и позволят укрепить наш суверенитет в сфере недропользования и энергетики, — отметил эксперт по международным отношениям БАЙКАДАМ КУРАМАЕВ.
Как отметила заведующая отделом по работе с промышленными предприятиями Управления промышленности МЭК КР ГУЛЬСИНА КУЛМАТОВА, нынешняя геополитическая обстановка создает как риски так и возможности для развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана. Сейчас республика сталкивается с необходимостью адаптации к изменяющимся внешним условиям. Несмотря на вызовы, одна из важнейших задач государства на сегодняшний день – это улучшение инфраструктуры, которая может повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов, стимулируя развитие горнодобывающей промышленности.
— Горнодобывающая отрасль, как известно, играет важную роль в экономике нашей страны. Данный сектор обеспечивает значительную долю экспорта, налоговые поступления и создает новые рабочие места, — подчеркнула она.
По ее словам, сегодня у Кыргызстана есть возможность развивать стратегическое партнерство, как с отдельными странами, так и с крупными международными объединениями. При этом Евразийский экономический союз и другие интеграционные механизмы открывают дополнительные возможности для расширения внешней торговли и привлечения инвестиций.
— Однако для достижения лучших результатов государственные органы должны работать в тесном сотрудничестве с бизнес и экспертным сообществом, чтобы совместно создавать привлекательные условия для инвесторов, улучшать законодательство, поддерживать экологические стандарты и активно развивать инновационные горнодобывающие секторы. Внедрение инновационных технологий и цифровизация отрасли могут значительно повысить ее эффективность, — добавила Г. Кулматова.
По словам ведущего специалиста управления инвестиционной политики Национального агентства по инвестициям при президенте КР ФЕЛИКСА ЖУСУБАЛИЕВА, создана рабочая группа, которая занимается проработкой вопросов в направлении благоприятного нормативно-правового регулирования и цифровизации, необходимых для обеспечения устойчивого развития.
О правовых инструментах, необходимых для реализации инвестиционных проектов в Кыргызстане, нацеленных на защиту интересов, как инвесторов, так и государства рассказал ведущий специалист управления привлечения инвестиций и развития регионов Национального агентства по инвестициям при президенте КР БАЙЫШ АЙДАРАЛИЕВ. По его словам, в рамках международного права Кыргызстану следует использовать комбинацию национальных и международных правовых норм для урегулирования споров и защиты интересов страны, также необходим эффективный механизм разработки контрактов, где будут четко прописаны обязательства инвесторов в части экологической ответственности, социальных инвестиций и возврата ресурсов в случае нарушения условий. При этом важным фактором должно стать укрепление судебной системы и обеспечение прозрачности и справедливости при разрешении конфликтов с участием иностранных компаний.
В свою очередь экономист, экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества КУБАТ УМУРЗАКОВ, отметил, что для горнодобывающей отрасли необходима отдельная инвестиционная политика.
— По инвестиционной политике в Кыргызстане есть концепции. В законодательстве имеются механизмы и инструменты, которые больше применимы к инвестициям общего плана – это промышленность, сельское хозяйство. Но для инвестиционной политики в горнодобывающей отрасли нужен другой подход и отдельная концепция, потому что каждое месторождение имеет свои особенности. При этом важно учесть состояние мировых рынков и изменение цен на ресурсы, а также нынешнюю ситуацию в мировой экономике и геополитике. Сейчас в мире господствует, так называемый, ресурсный империализм. Многие страны, особенно крупные, стали по-другому оценивать значимость минералов, металлов, руд и так далее, — пояснил эксперт.
При этом он с сожалением констатировал, что в Кыргызстане сложилась такая практика, что право на разработку тех или иных месторождений определяется закулисным путем через лоббизм.
— Я считаю, что в большинстве случаев при принятии такого рода решений учитываются далеко не все аспекты, потому что те люди, которые влияют на политику в этой области, как правило, заинтересованы в том, чтобы право на разработку определенного месторождения было предоставлено какой-то конкретной компании. При этом отрицательные моменты принижаются, а положительные факторы преувеличиваются, поэтому зачастую такие решения оказываются малоэффективными. На мой взгляд, Торгово-промышленная палата, Ассоциация недропользователей, Международный деловой совет и другие структуры совместно с экспертами и представителями общественности должны продвигать правильный государственный подход, потому что добыча природных ресурсов для Кыргызстана всегда имела и имеет очень большое значение, — подчеркнул спикер.
По его словам, по ряду ресурсов Кыргызстан имеет очень серьезные запасы, добыча которых может позволить экономике страны развиваться более успешно. Но для этого необходима профессиональная оценка эффективности инвестиций в добывающей отрасли. Нужно понимать, что важнее – краткосрочные или долгосрочные выгоды. В чем эффективность разработки данного месторождения, и какие будут последствия.
— Вот, например, у нас сейчас начато строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Это очень крупный проект. Таких у нас пока не было. Кроме того он очень сложный, потому что дорога идет по пересеченной местности. Нужно построить больше 20-ти туннелей, 20 или 30 мостов и т.д. При этом маршрут проходит через места, где обитают красно книжные животные. ТЭО было разработано, но я вот в открытом доступе пока не видел, насколько оценены последствия реализации данного проекта. Приводятся лишь общие данные, что это позволит увеличить перевозку грузов на сколько-то процентов, но у экономики есть другие последствия. В процессе строительства будут создаваться карьеры, открываться какие-то рудники. Чтобы строительные материалы подвозить, нужно будет топливо и т.д. Это даст толчок развитию этих высокогорных районов, это большой плюс, но нужно правильно оценивать и отрицательный эффект, т.е. надо сопоставлять, нужна нормальная взвешенная оценка, — добавил К. Умурзаков.
Для того, чтобы разработать эффективную инвестиционную политику, Кыргызстану нужно определить, какой экономической модели придерживается республика, уверен заведующий кафедрой финансов и финансового контроля КЭУ ГУРАС ЖАПАРОВ.
— Прежде чем браться за инвестиционную политику нужно, во-первых, разобраться с экономической политикой в целом. Мы должны определиться, какая у нас экономическая политика, она будет с участием государства, или мы выбираем чистую рыночную политику, или конвергентную политику, капиталистическую или социалистическую? Исходя из этого, должна выстраиваться правовая база, должны разрабатываться все законы, касающиеся экономики, трудовых отношений и т.д.
Во-вторых, мы должны определить наши активы. Мы до сих пор не знаем, сколько стоит наша горнодобывающая отрасль, сколько стоит энергетическая отрасль и т.д. У нас нет конкретного цифрового выражения нашей ресурсной базы. То же самое касается энергетики и других сфер. Сколько каждая из них стоит? Если нет оценки активов, что мы можем предлагать инвесторам? Какое-то месторождение? Кто его будет оценивать? Какой будет лот? Куда его выставлять? Мы с инфраструктурой выставляем этот лот или без инфраструктуры? Ну и так далее. Есть комплекс проблем.
Кроме того уже надо принимать новый закон об инвестициях, при этом стратегию инвестиционной политики отдельно разработать, включить в нее секторальные компоненты, включая и горнодобывающую, энергетическую и другие сферы. И уже после разработки этой более детальной концепции разрабатывать нормативно-правовую базу. Сегодня у нас, что происходит – прибежал инвестор, сказал, вот такой-то закон или такую-то статью уберите или наоборот добавьте, и мы делаем это в интересах одного инвестора, не глядя на других. Так не должно быть.
Следующее, фондовая биржа в Кыргызстане формально есть, но фактически ее нет. Поэтому предлагаю внести закон, чтобы усилить два крупных компонента финансового рынка. Первый – это фондовый рынок. Должны быть приняты незамедлительные меры по его развитию. И второй – это рынок страхования. В мировой практике он считается одним из крупнейших финансово-инвестиционных институтов в принципе. У нас страхового рынка нет.
А если мы будем изменять законы и вообще работать на локальном уровне, к макроэкономическим или к масштабным изменениям это не приведет. Я вам это гарантирую.
И еще одна моя рекомендация – сократить госаппарат с сегодняшних 15-ти тыс. до трех тыс. человек. Расходная часть бюджета именно в плане административных расходов за последние три года выросла в три раза. При этом на развитие экономического блока и цифровизацию в расходной части предусмотрено всего 500 млн сомов.
Депутат Жогорку Кенеша КР СЕИДБЕК АТАМБАЕВ поделился информацией о том, как идет реализация указа президента Кыргызской Республики от 22 января 2024 года о реализации национального проекта по добыче полиметаллов и редкоземельных элементов.
— Для реализации данного указа Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Кабмин выделил 1 млрд сомов, в том числе для финансирования национального проекта по подготовке сметной документации госпредприятием «Кыргыз геология». Из выделенных из республиканского бюджета на 2024 год средств, освоено уже 717 млн сомов, на эти средства было закуплено 67 единиц технического оборудование: автомобили, буровые станки, бульдозеры, экскаваторы манипуляторы и т.д. Кроме того, буквально вчера на заседании профильного комитета ЖК КР по вопросам топливно-энергетического комплекса был дан отчет о том, что «Кыргыз геология» провело геологические научные исследования на хвостохранилищах № 1,2,3 в селе Ак-Тюз, а также на Бурдинском хвостохранилище, — рассказал парламентарий.
Также он отметил необходимость развивать в Кыргызстане атомную энергетику: «Но, чтобы продвигать данные проекты, важно давать разъяснения местным жителям по этому поводу, чтобы у них не было никаких опасений». На сегодняшний день, по словам С. Атамбаева, российская компания «Росатом» уже реализует в Кыргызстане несколько проектов в сфере энергетики.
В свою очередь президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза МИХАИЛ ПЕТРОВ обратил внимание, что в двух месторождениях в Кыргызстане – в Ак-Тюзе и Кутессае – лежит порядка 3% мирового запаса лантаноидов.
— Лантаноиды используются в радиоэлектронике сложных систем космической связи, в оборонной промышленности, не говоря уже о более простых вещах – сотовые телефоны, медицинские приборы и т.д. Это наше национальное достояние, которое, на мой взгляд, нужно использовать в последнюю очередь, учитывая, что цена на данные ресурсы будет только расти. Будет очень печально, если оно попадет не в те руки. К сожалению, сейчас есть предпосылки, что именно так и произойдет, что его за три копейки заберет какая-нибудь иностранная корпорация, — отметил президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров.
По его словам, предпосылки к передаче месторождений читаются в инициативе, связанной с переходом на английское право.
— Британское право всегда сводилась к одной простой вещи, у кого сила тот и прав. Поэтому играть в эти игры, да еще и на поле британского права – это потенциальная катастрофа для всей страны, для ее будущего. Под предлогом благих намерений мы можем оставить своих потомков без наследства, разорив недра сегодня. На территории республики имеется огромное количество разведанных с советских времен месторождений – больше ста золоторудных, одно из крупнейших в мире железорудных месторождений, а также запасы хрома и марганца, которые вполне можно добывать в пределах одной области, — поделился мнением спикер.
Он также затронул вопрос о перспективе строительства атомной электростанции, подчеркнув, что это поможет сбалансировать ситуацию в энергосекторе. Увеличение мощностей энергосистемы необходимо, чтобы запускать полный цикл производства добываемых ресурсов.
— Только в этом случае добыча даст действительно прирост к национальному благосостоянию. Нам надо не просто добывать, допустим, металл, и продавать его в виде руды или в лучшем случае обогащая его первым этапом. Это, конечно, работает, но практически не приносит никакого дохода. В конечном итоге останется разрытая яма, и у нас не будет средств даже для того, чтобы привести ее в порядок в экологическом отношении. Поэтому весь цикл надо изначально программировать – начиная с добычи и заканчивая переработкой руды хотя бы до состояния легированных сталей, тем более, что у нас в пределах одной страны все элементы для этого имеются. Вот таким путем надо идти, т.к. это единственный прибыльный путь, а отдавать инвесторам недра, чтобы они вывозили их в виде сырья – не рентабельно, — добавил М. Петров.
Отчасти эту мысль поддержал и экс-замминистра природных ресурсов, экологии и технадзора КР – директор Департамента геологии и недропользования, председатель Госкомиссии по запасам полезных ископаемых КР АРКАДИЙ РОГАЛЬСКИЙ. При этом он с сожалением констатировал, что на сегодняшний день технологий по переработке конечного продукта в Кыргызстане нет, однако, их необходимо развивать. Например, привлекая инвестиции не на добычу, а на переработку сырья.
— Сейчас наша страна торгует сырьем, но зачем нам это надо? Может быть, надо привлекать различные технологии, которые могут использоваться на полном цикле. Допустим, экспорт угля в качестве сырья, мне кажется, является чистым ущербом. Из угля можно извлечь больше прибыли. Например, если поставить заводы по обогащению угля, которые будут обслуживать разные добывающие компании, если они смогут объединиться. На мой взгляд, это вопрос к ассоциациям. Допустим, по нефтянке, мы более-менее объединились. На сегодняшний день на территории страны уже 11 нефтеперерабатывающих заводов. Т.е. каким-то образом нефтяники смогли скооперироваться и создать технологии, чтобы сырье, которое добывается внутри страны, работало в интересах страны, — отметил спикер.
Аналогичное мнение высказала директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» КАЛДАН ЭРНАЗАРОВА. По ее словам, угольная промышленность может составить серьезную долю эксперта, причем, в виде продукта с высокой добавочной стоимостью.
— Академическое и научное сообщество в сфере горнодобывающей промышленности говорит, что основу экономического развития Кыргызстана должна составлять угольная промышленность, т.к. большая часть запасов угля в ЦА находится именно в Кыргызстане. Со стороны ученых было много предложений по обогащению нашего угля. Тот же кара-кечинский уголь можно добывать, обогащать и уже потом продавать по более выгодной цене, — отметила эксперт.
Однако, для этого, на ее взгляд, необходимо пересмотреть законодательство в сфере недропользования. При этом правила игры должны быть понятны и неизменны для всех инвесторов. Инвестиции нужны, но и государственное регулирование должно быть.
— Если говорить о перспективах привлечения инвестиций в горнодобывающую отрасль, то нужно пересмотреть политику в этой сфере. Сегодня данная сфера у нас серьезно хромает. В советское время в ней работали свыше 50 тыс. человек, сегодня – меньше 20-ти тыс. Власть и государственные структуры должны быть более ответственными и прагматичными в том, что касается интересов страны, чтобы минимизировать негативные последствия от передачи недр в пользование инвесторов, как это было, например, с Кумтором. При этом и в отношении инвесторов у государства тоже должна быть ответственность. В свое время, когда на Джеруе были протесты со стороны местного сообщества, власти заявили, что компания должна сама решать вопросы с населением, но ведь именно государство привлекает инвесторов, — добавила К. Эрназарова.
Источник: ЦЭИ Ой-Ордо
Продолжение следует
Добавить комментарий