История с американскими биолабораториями на Украине началась не сегодня и не вчера. Попытки США откреститься от них оказались неудачными настолько, что не далее, как неделю назад заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд, та самая, что раздавала печеньки на Майдане, была вынуждена признать. «На Украине есть биологические исследовательские объекты, на самом деле мы сейчас весьма озабочены тем, что российские военные могут пытаться взять их под контроль. Так что мы работаем с украинцами над тем, чтобы они смогли предотвратить переход каких-либо из этих исследовательских материалов в руки российских сил, если они приблизятся», — сказала чиновница из Госдепа.
Страна-полигон
А перед этим, то есть 6 марта, 6 марта официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил прессе, «что ходе проведения специальной военной операции на Украине вскрыты факты экстренной зачистки Киевом следов военно-биологической программы».
Российские военные также заявили, что на Украине находятся более тридцати лабораторий отнюдь не мирного характера.
Может быть, большее беспокойство вызвало не само наличие биолабораторий, а их количество и, самое главное, то, чем там занимались украинские и американские ученые: по утверждениям российских источников, там велись исследования по применению биологического оружия, главная цель – Россия.
В свою очередь, выражаясь дипломатическим языком, Китай выразил свою обеспокоенность. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил прессе: «Американская сторона всегда рекламировала так называемые открытость и прозрачность, американская сторона заявляет, что эта информация является ложной, почему бы не опубликовать подробную информацию и таким образом доказать свою искренность?».
И это даже не значит, что Пекин на стороне Москвы. Дело в том, что американцы и «медицинское мировое сообщество» в свое время требовали доступ лаборатории Китая для проверки их как источника коронавируса. И получили. Твердых, стопроцентных доказательств западные ученные-инспекторы так и не нашли. Соответственно, нынешняя позиция США по лабораториям на Украине у Пекина, так сказать, «вызывает недоумение».
Китай также заявил, что если США считают информацию российских источников неверной, то ничто не мешает им привести доказательства того, что в украинских лабораториях изучались «гражданские» болезни и ученые искали средства против туберкулеза, тифа, сибирской язвы.
Даже в самих США раздались голоса против участия страны в сомнительных исследовательских программах за рубежом. Так бывший член Палаты представителей Конгресса США Тулси Габбард резко выступила против властей страны, обвинив их в «сокрытии факта наличия биолабораторий на территории Украины».
Дальний полигон – Центральная Азия
К сожалению, американцам удалось уговорить правительства Узбекистана, Таджикистана и Казахстана открыть на своей территории «исследовательские» биолаборатории. Не удалось это сделать в Кыргызстане. Действовали американцы через своих союзников канадцев. Власти поначалу согласились, и даже выделили 4 гектара земли. И не где-нибудь на окраине столицы на пустыре, а в самом центре города, на территории Академии наук. Однако прессе, ученым, политологам удалось поднять общественность и выступить против этой лаборатории.
В обсуждении проблемы приняли участие не только кыргызские ученые и общественные деятели, но и эксперты из соседних стран и России. Их особенно возмутил тот факт, что ««канадская сторона полностью освободила себя от ответственности за какие-либо убытки или ущерб, включая, телесные повреждения, смерть, прямой, косвенный и последующий ущерб, нанесенный в результате деятельности лаборатории на территории КР».
У Кыргызстана уже был пример того, как американцы не собираются в случае катастрофы что-либо объяснять принимающей стороне и извиняться. В 2013 году недалеко от Бишкека потерпел катастрофу военный воздушный танкер, полностью нагруженный топливом для дозаправки самолетов в воздухе. Упади он на город, что погибли бы десятки тысяч жителей. А если бы на биолабораторию? Американцы сами нашли «черные ящики», сами их изучили и не стали ничего объяснять.
Но если не катастрофа с падением самолета на лабораторию, то есть и другие «нештатные» ситуации, так было в прошлом году во время беспорядков в Казахстане, когда тамошняя лаборатории осталась без охраны. Кто бросал камни и выбил стекла. Но ведь могло быть и хуже. Бушующей толпе не составило бы труда разнести все до кирпича и выпустить на свободу вирусы биологического оружия массового поражения.
Теперь есть некая уверенность, что Кыргызстан не станет размещать у себя подобные биолаборатории даже за очень большие деньги, хотя американцы – настырные ребята, могут и уговорить нынешние власти Кыргызстана. Вопрос стоит иначе: попросят ли из своих стран американские и иные западные лаборатории власти других республик региона.
Бишкекский политолог Игорь Шестаков полагает, что Кыргызстан, в отличие от соседей смог не допустить размещения опасных лабораторий на своей земле. «Наша команда экспертов в КР в 2020 году впервые в КР провела в Бишкеке международную конференцию на тему деятельности американских биолабораторий на постсоветском пространстве, — рассказал эксперт. — Тогда группа активистов НПО стали продвигать идею необходимости их открытия в нашей республики по примеру Грузии и Украины, которые типа легко справлялись с пандемией. Но как показала наша дискуссия, в которой приняли участие эксперты из Армении, России и Беларуси, биолаборатории — это геополитический инструмент Вашингтона, а к реальной борьбе с пандемией это отношений не имеет. В той же Украине и Армении были общественные движения, которые требовали их закрыть. Но борцы за права человека из Госдепа их голоса не слышали. Стоить отметить, что в 2011 общественность КР многое сделала, чтобы не допустить этот проект на территорию страны. Таким образом отстояв национальную безопасность».
Алишер Каримов
Добавить комментарий