KyrgyzworldКыргызстанПолитика

Филькина грамота или серьезная бумага?

Примерно месяц назад немецкая пресса сообщала, что Кыргызстан собирается подписать соглашение о расширенном партнерстве с Европейским Союзом. Ничего конкретного о содержании будущего документа не сообщалось, лишь было сказано, что «будет уделено внимание политическому сотрудничеству, торговым и инвестиционным отношениям, экономическому сотрудничеству в поддержку устойчивого развития, другим аспектам».

А совсем на днях, то есть 23 мая, прибывший в Кыргызстан с официальным визитом помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии, бывший посол в КР Дональд Лу сообщил, что обсудил с властями республики новое соглашение о сотрудничестве. Прежнее, подписанное в 1993 году, было денонсировано в 2015-м при тогдашнем президенте Алмазбеке Атамбаеве. Американцы тогда погоревали, ведь еще и х базу перед этим попросили на выход из страны. Но, видимо, они не смирились. Следующий президент Сооронбай Жээнбеков обещал переподписать документ, но тянул. Пока и его не попросили с поста руководителя республики.

А в апреле этого года тогдашний министр иностранных дел Руслан Казакбаев на встрече с заместителем государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узрой Зея обсудил возможности по заключению базового соглашения о сотрудничестве.

По закону такие значимые документы должны пройти публичное обсуждение. Но даже если бы не было таких законов, то значимость документов предполагает, что их следовало бы опубликовать, вынести на суд народа.

И вот теперь, скорей всего, Кыргызстан подпишет соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом и США. Что это даст? Неизвестно. Потому что нет в открытом доступе текстов как первого, так и второго документа. В случае с США можно было бы сравнить сегодняшний текст документа с тем, что был принят в 1993 году. А в случае с Евросоюзом с документом, подписанным в 1999 году.

И непонятно, почему США вцепились в этот документ…

На самом деле, как утверждают некоторые эксперты, текст нового соглашения был готов уже несколько лет. Но, как говорилось выше, никто его не видел и обсуждать или критиковать нечего. Почему американцы так стремятся заключить это соглашение? И, главный вопрос, какая выгода он него Кыргызстану?

Прежние соглашения сводились к сотрудничеству в гуманитарной, общественно-политической сфере. Чем кончается помощь Запада уже известно – расплодившиеся НПО активно вмешиваются в политику, способствуют дестабилизации ситуации в стране, идут против власти, критикуют ее даже когда все вроде бы делается верно. Различные гранты на «исследования» общественно-политической ситуации, защиту «угнетенных», финансовые подпитки оппозиции и оппозиционных СМИ не делают жизнь в Кыргызстане спокойней. И, иногда, вроде бы доброе дело делают «защитники демократии».

К примеру, в конце апреля сообщалось, что «представители посольства США, Управления ООН по наркотикам и преступности и правительства Кыргызстана объединили усилия по запуску нового проекта по оказанию содействия правительству Кыргызстана по возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности… Очень важно наращивать потенциал страны в сфере возвращения похищенных активов, включая улучшение законодательного, аналитического, следственного, судебного и технического потенциала правоохранительных органов и межведомственного сотрудничества, поскольку это является залогом успеха в борьбе с коррупцией».

Проще говоря, речь о том, чтобы вернуть сворованные и выведенные из страны коррупционерами деньги… Вроде бы благородное дело, но стоит ли такой большой шумихи? Понятно, что поиски преступников, возврат в страну денег из иностранных банков займет даже не один год. Да и не такие там суммы, чтобы кардинально повлиять на экономику. В то время как экономика топчется на месте. Ни США, ни Евросоюз за все года после подписаний соглашений с Кыргызстаном не вложили каких-либо заметных капиталов в экономику Кыргызстана. Нет ни одного совместного или с чисто зарубежным капиталом предприятия, которое было бы заметно на рынке страны, как на товарном, так и в сфере услуг. Да и незаметных тоже.

В то же время любому гражданину страны известны фирмы из России, Китая и Турции, которые есть в стране, которые что-то производят. И без всяких отдельных межгосударственных соглашений о сотрудничестве.

В конце апреля президент Садыр Жапаров сказал прессе: ««Как маленькая страна, мы должны иметь уважительные отношения со всеми странами. Зачем нам лезть в большую мировую политику… Нам нужно развивать торгово-экономические связи… Нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от нашего внешнего долга и поднять нашу экономику. Вот почему нам нужно подписывать экономические соглашения со всеми странами, а не только с США».

Верные слова. Вот только в чем будет выражаться торгово-экономическое сотрудничество с США и Евросоюзом? Что именно получит Кыргызстан? Как сказано было выше, никаких инвестиций нет, как и нет никаких экспортируемых товаров в Соединенные Штаты и Европу.

Может быть, ситуация изменится после подписания соглашений? Но пока не известно, о чем идет речь в этих документах. Есть там какая-то гарантия, что вскоре мы увидим, что в республике станут строится французские, американские, германские и другие предприятия, появятся новые рабочие места? Или опять Евросоюз и США продолжать «инвестировать» только в «демократию», «открытое общество», и в «революции»?

Алишер Каримов

P.S. Вчера премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил предложение МИД России о прекращении применения меморандума о взаимопонимании с США в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ. Министерству иностранных дел поручено уведомить американскую сторону о принятом решении.

Документ был подписан в Москве 2 сентября 1998 года. Стороны договорились развивать взаимное сотрудничество в этих сферах, поощрять развитие культурных обменов, содействовать изучению английского и русского языков в РФ и США соответственно.

Добавить комментарий