Евразийский экономический союз может стать ключевым инструментом обеспечения продовольственной безопасности
В рамках объединения уже применен ряд эффективных антикризисных мер, включающих снижение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифные льготы на товары критического импорта и др. Реализуемые меры дают основания прогнозировать, что в условиях глобального дефицита продуктов питания страны ЕАЭС испытают минимальные последствия от мирового продовольственного кризиса.
— Мы обеспечили продовольственную безопасность стран-участниц Евразийского экономического союза, потому что не закрылись друг от друга. Хорошим уроком в этом плане для нас была пандемия, во время которой происходила аналогичная ситуация. Этот опыт мы и распространили в этом году,- рассказал завотделом по делам ЕАЭС администрации президента КР Эльдар Алишеров, выступая в рамках круглого стола: «Интеграционные экономические тренды 2022 года: предварительные итоги председательства Кыргызстана в ЕАЭС», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Министерством экономики и коммерции КР.
Согласно статье 29 Договора о ЕАЭС, в целях обеспечения национальной безопасности каждая страна имеет право ограничить, как импортные, так и экспортные товарные потоки, чем и воспользовалась Россия, установив запрет на вывоз некоторых продовольственных товаров.
— В основном это касалось сырья. Но практически ни одна из стран ЕАЭС не почувствовала эффект от этих мер, поскольку практически сразу все мы собрались за столом переговоров и решили этот вопрос, — подчеркнул чиновник.
По словам Алишерова, решен вопрос и с сахаром, и с зерном. При этом он подчеркнул, что на данный момент вопрос на поставку российского зерна полностью решен, причем не только на этот, но и на последующие годы, в том числе благодаря собственному производству зерновых.
— В ближайшее время республика сможет на 60% обеспечивать себя собственным сырьем, благодаря российской стороне, предоставившей семена зерновых, которые позволят выращивать в Кыргызстане пшеницу с высоким уровнем клейковины, — рассказал представитель администрации президента КР.
Однако по некоторым товарам в странах ЕАЭС все-таки наблюдается дефицит, что связано с импортозависимостью стран союза по этим позициям.
— Санкции Запада в отношении России привели к нарушению логистических цепочек и товарных потоков. Но на площадке ЕЭК обнулили пошлины и предоставили льготы на 1310 товаров. От нашей стороны было подано примерно 750 позиций, из них принято 520. Это было сделано для обеспечения внутреннего спроса на эти товары и поддержки бизнеса в этот непростой период, — пояснил Э. Алишеров.
Он обратил внимание, что, по предварительным данным, рост ВВП Кыргызстана за январь-август текущего года составил 8%, превысив показатели допандемийного периода. Аналогичная ситуация и с денежными переводами кыргызских граждан, работающих за рубежом.
— За шесть месяцев нынешнего года объемы переводов превысили 1,55 млрд долларов – это на 100 с лишним млн больше, чем в прошлом году. Если учесть, что на протяжении последних нескольких лет наши граждане ежегодно переводили в республику из-за рубежа свыше 2,5 млрд долларов, то мы можем констатировать, что падения по переводам нет, несмотря на пессимистичные прогнозы начала года, когда говорилось, что большинство наших граждан останутся без работы, — проинформировал чиновник.
По его словам, итоги мировая геополитическая и геоэкономическая обстановка сильно повлияла на экономики стран ЕАЭС, включая Кыргызстан, но сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать удручающей, как прогнозировалось в начале года.
— Как только мы немного оправились от потрясений пандемии, начались события на Украине. Отмечу, что прогнозы в этой связи были не утешительными. Многие эксперты опасались, что экономика начнет рушиться, логистика потеряется и т.д. Однако, несмотря на сложности, которые возникли в начале года, итоги последних шести месяцев показали, что ВВП Евразийского экономического союза вырос на 3,6%, — добавил Э. Алишеров.
Было отмечено, что росту ВВП способствует расширение международного сотрудничества ЕАЭС, поскольку нахождение новых партнеров позволяет странам-участницам диверсифицировать рынки сбыта своей продукции.
— Создание ЕАЭС показало не только эффективность взаимодействия государств-членов между собой, но благоприятно сказалось на их внешнеэкономической деятельности. Не секрет, что сегодня к евразийскому объединению проявляют большой интерес, продолжая работу по либерализации торговли, такие страны, как Китай, Индия, Иран, а также государства Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Успешно действуют зоны свободной торговли с Вьетнамом и Сингапуром. Мы знаем, что Узбекистан присоединился в качестве наблюдателя, что тоже, наверное, играет важную роль в интеграционных процессах, — отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.
Он обратил внимание, что 2021 год стал для ЕАЭС рекордным в плане товарооборота, достигшего 72,6 млн долларов – и это, несмотря на то, что в пандемийном – 2020 году экономика была практически парализована. При этом он предполагает, что итоги текущего года покажут еще более высокие показатели.
Важную роль евразийская интеграция, по мнению эксперта, будет играть и в плане обеспечения региональной продовольственной безопасности.
— Сегодня многие прогнозируют продовольственный кризис, но у евразийского союза есть ресурсы для создания подушки безопасности. Сейчас дефицита продуктов не наблюдается, а благодаря возможностям ЕАЭС, я уверен, его и не будет. Председательство Кыргызстана совпало с геополитической турбулентностью. Однако наша республика благополучно справилась со своей миссией. Мы провели первый Евразийский экономический форум. Я думаю, это мероприятие задало новые тренды нашей интеграции. Одним из них станет создание агропродкорпораций, — поделился мнением эксперт.
Мысль о том, что председательство Кыргызстана в ЕАЭС пришлось на очень не простое время, поддержал и директор департамента экономической дипломатии МИД КР Авазбек Атаханов.
— Международное объединение – это такой организм, который должен очень гибко реагировать на внешние вызовы и угрозы. И этот год оказался достаточно сложным именно с этой точки зрения, потому что определенные положения договора уже не отвечали вызовам сегодняшнего дня. В этом плане Кыргызстан, как председатель, смог не только сформировать повестку дня, способствуя обсуждению этих вопросов, но и не допустил того, чтобы в нашем союзе страны разбежались в разные стороны. Да, возникали острые моменты на всех совещаниях, приходилось лавировать между острыми вопросами и позициями стран по ним. Наши представители очень гибко и дипломатично эти вопросы решали, поручая экспертам привести страновые позиции в соответствие общим евразийским интересам, — пояснил дипломат.
В настоящее время в рамках союза ведется серьезная работа по развитию кооперационных связей, основанных на принципах сквозной промышленности. Об этом рассказала замминистра экономики и коммерции КР Вероника Исаева.
— Ввиду санкций, которые были введены Западом против России, страны ЕАЭС достаточно серьёзно ощутили уровень импортозависимости. Мы осознали тот факт, что даже на региональном уровне мы не производим продукты, которыми могли бы полностью обеспечить свою жизнедеятельность. Поэтому сегодня все усилия направлены на развитие финансирования промышленных интеграционных проектов, которые должны создать нам экономическую безопасность за счёт промышленного производства и переработки основных продуктов потребления населения. Кооперация должна дать сильнейший толчок в процессе импортозамещения на евразийском рынке, — отметила чиновница.
В свою очередь председатель правления ОАО «Дордой Страхование» Бакай Акматов обратил внимание на недостаток «как таковых правовых и финансовых инструментов для раскрытия потенциала налаживания совместных производств».
— Процессы интеграции сильно сказываются на взаимодействии бизнес структур, в частности, кыргызских и российских. К нам часто обращаются российские предприниматели на предмет налаживания деловых связей, в том числе в сфере налаживания совместных производств. Т.е. российский бизнес хотеи бы с нами работать, но у нас нет как таковых правовых и финансовых инструментов для раскрытия нашего потенциала. Часто бывает, что предприниматели с обеих сторон сами придумывают новые механизмы и модели взаимодействия в обход существующих. Это говорит о том, что развитие частных субъектов идет впереди интеграционных процессов, которые оговариваются на высшем уровне, — отметил финансист.
В этой связи он призвал структуры, принимающие решения, обратить внимание на этот фактор и совместно с частным сектором проработать необходимые инструменты.
В рамках дискуссии было отмечено, что некоторые оппоненты евразийской интеграции все активнее выступают за выход Кыргызстана из ЕАЭС. Однако, по мнению экспертов, такие призывы противоречат интересам республики.
— Один из объективных факторов, способствующих экономическому развитию Кыргызстана, – это участие в интеграционных объединениях, причем со странами, с которыми наша республика имеет общие границы. Именно поэтому нам необходимо состоять в ЕАЭС и быть его активным участником, поскольку нам это выгодно, что показывает структура нашего товарооборота. А существующие на сегодня в рамках объединения проблемы – это естественное явление, учитывая, что Евразийский экономический союз только начинает структурироваться, — подчеркнула экс-вице-премьер-министр КР, общественный деятель Эльмира Ибраимова.
Аналогичное мнение выразил эксперт по международным вопросам Байкадам Курамаев, который считает, что если и пересматривать вопрос участия Кыргызстана в ЕАЭС, то только в сторону углубления сотрудничества в рамках данного объединения.
— На протяжении всех 30 лет независимости нашей республики Россия оказывала кыргызской стороне всяческую экономическую помощь, которая сильно влияла на стабильность нашей экономике. Поэтому сейчас взять и на популистской волне поставить вопрос об участии в данном интеграционном объединении, я думаю, как минимум экономически не выгодно, учитывая, что Российская Федерация является ключевым стратегическим партнером нашей страны. Кроме того, мы состоим не только в ЕАЭС, но и в ОДКБ, которая обеспечивает безопасность Кыргызстана, — отметил спикер.
Важно отметить, что в ближайшее время в США и странах Европы прогнозируется серьезная экономическая рецессия, в связи с чем странам постсоветского пространства не стоит ожидать значительных финансовых вливаний со стороны западных партнеров.
— Коллективный Запад – это преимущественно высокоразвитые страны, но сегодня, благодаря вводимым против России санкциям, их внутренняя экономическая ситуация серьезно пошатнулась. Объективная оценка показывает, что инфляция, которая у них выросла на 10-15%, чего не было много лет, это результат непродуманной санкционной политики, которая дает обратный эффект. Европе предстоят очень сложные времена. И это, на мой взгляд, будет поводом пересмотреть санкции, учитывая, что они, во-первых, не приводят к тем результатам, которые ожидались, а во-вторых, актуализируют многие общественно-политические вопросы, как в каждой из стран, так и в ЕС в целом, — поделился мнением Б. Курамаев.
Он напомнил, что за 6 месяцев против России введено свыше 11 тыс. санкций, которые не имели, и не будут иметь особого влияния, поскольку РФ – это самодостаточная страна.
— Поэтому я думаю, Запад должен пойти на дипломатический диалог и перестать использовать методы запугивания – они не работают. А такие методы, как санкции влекут негативные последствия только для самих западных стран, — отметил эксперт.
Сегодня странам постсоветского пространства необходимо выработать консолидированную позицию против экстерриториального санкционного курса европейских стран и США, а также сосредоточиться на совместной работе по повышению устойчивости национальных экономик к кризисным явлениям и изменениям геополитической ситуации в рамках существующих интеграционных форматов.
— Что касается Кыргызстана, то западные страны могут нам предложить лишь какие-то кредиты по линии ВБ и МВФ. Но сейчас наш президент поставил перед кабинетом министров задачу уменьшить получение кредитов, а развиваться за счет внутреннего потенциала, внутренних инвесторов и тех, кто имеет реальный интерес к нашей экономике, прежде всего, партнеров по интеграционным объединениям. Сейчас делается все для того, чтобы поднять инвестиционный климат на достойный уровень и не зависеть от кредитов, которые нам не просто предлагают, а скорее навязывают международные финансовые институты. Как показал 30-летний опыт, эффективность большинства из них равна практически нулю. Поэтому сейчас нам необходимо использовать те возможности, которые будут идти на пользу нашей экономике, а не менять свои интересы на неосязаемые блага, — подчеркнул Б. Курамаев.
В свою очередь экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Евгения Строкова, комментируя распространенную теорию о том, что Евразийский экономический союз в процессе своего становления мог бы ориентироваться на опыт Европейского союза, где наднациональные структуры и их решения довлеют над законодательствами каждой из стран, подчеркнула, что нам «незачем искать пророка в чужом отечестве».
— У стран, которые вошли в евразийское объединение, есть свой прекрасный опыт совместной экономки – это Советский Союз. Я не призываю возродить СССР, но мы вполне можем использовать эффективные механизмы, наработанные с советских времен. Например, где-то мы могли бы частично применять принципы плановой экономки, при которой можно максимально использовать потенциал каждой из стран. Причем это позволит более эффективно развивать и целые страны, и отдельные регионы в тех же Казахстане и России, — отметила Е. Строкова.
Вместе с тем она выразила солидарность с президентом КР, который в своем обращении к главам государств-членов ЕАЭС в январе этого года заявил, что «этот союз вряд ли будет устойчивым, пока у ЕЭК не будет больше полномочий, и не будет работать в полную мощь евразийская судебная система».
— Недавно, проезжая участок дороги вблизи кыргызско-казахской границы, я видела, что перед границей с Казахстаном опять стоит огромная вереница фур из нашей республики. Создается впечатление, что страна, которая, по сути, инициировала создание Евразийского экономического союза, сейчас играет в нем дестабилизирующую роль, — добавила экс-парламентарий.
Позиция Казахстана объяснима с точки зрения геоэкономических процессов, уверен заведующий кафедрой финансов и финансового контроля КЭУ Гурас Жапаров. По его словам, казахская сторона создает барьеры с единственной целью – перенаправить к себе товарные потоки из Китая, которые традиционно проходят через Кыргызстан.
— В рамках ЕАЭС Казахстан занимает выгодную для себя позицию, поэтому и мы тоже должны так поступать. Решением данного вопроса должны заниматься не только наши отраслевые министерства, но и у наших представителей – министров в ЕЭК также должна быть активная позиция. Например, они вполне могут блокировать интересы Казахстана, как это делает казахская сторона, блокируя наши интересы. Т.е. здесь позиция должна быть четкая и принципиальная – работать в интересах общего рынка, но и не забывать свои интересы, — поделился мнением эксперт.
Спикер озвучил и ряд недоработок в денежно-кредитной и финансовой политике евразийского объединения. Он напомнил, что еще в 2018 году господин Глазьев инициировал проект по цифровому рублю, председателем кабинета министров КР говорилось о необходимости создания цифрового сома.
— Но воз, как говорится, и ныне там. Между тем сегодня это один из ключевых компонентов интеграции, учитывая, что Россия, а она, как мы все знаем, наш основной партнер, сегодня отключена от международных финансовых расчетов, включая SWIFT, в связи с чем на текущий момент движение капиталов между Россией и остальным миром затруднено. Поэтому нам надо и в срочном порядке сформировать единый денежный рынок в ЕАЭС, — отметил Г. Жапаров.
Он подчеркнул, что поддерживает участие Кыргызстана в ЕАЭС, потому что «основными партнерами для нас являются Россия и Казахстан». — Но не стоит забывать и про Китай, с ним тоже надо работать. Нужно прорабатывать сопряжение интересов ШОС и ЕАЭС, — отметил финансист.
На необходимость сопряжения интеграционных объединений, в которых участвует Кыргызстан, обратил внимание и общественный деятель Токон Мамытов, подчеркнув, что происходящие в мире глобальные процессы затронут весь мир и особенно – Центральную Азию.
— Уникальность Центральной Азии заключается в том, что с одной стороны у нас великий Китай, с другой стороны Индия, а вершина этого треугольника – Россия с огромной территорией и колоссальными ресурсами. Наш регион находится на пересечении трех вершин этого треугольника. Судьба малых стран в этих глобальных процессах будет очень тяжелой, и они смогут сохраниться только в объединениях и альянсах, поэтому три концепции — ЦА, ЕАЭС и ШОС должны быть сопряжены, а этот треугольник должен быть ориентиром для правительства, — отметил эксперт.
Похожей позиции придерживается и политолог Табалды Акеров, который также уверен, что Кыргызстан должен формировать свою концепцию развития, ориентируясь на участие в Евразийском экономическом союзе и Шанхайской организации сотрудничества, а также на добрососедство со странами ЦА.
— Мы должны для себя понимать, что Кыргызстан, будучи членом этих региональных объединений, должен строить соответствующие планы. В любом другом случае мы не сможем добиться результатов, потому что будет много препятствий, чтобы двигаться вперед. Конечно, мы должны сохранять свою независимость, но понимать, что интеграция – это единственный выход, чтобы ее сохранить, — поделился мнением эксперт.
Алишер Каримов
Добавить комментарий