Кыргызская Республика (КР) известна на постсоветском пространстве своей высокой политической сейсмичностью. И просто сама по себе, в силу активности гражданского общества, и тем более в рамках избирательных кампаний высшего уровня. Поэтому каждый раз кто-то пытается заложить в ход этих кампаний различные «мины», как это происходит и сейчас, накануне выборов в Жогорку Кенеш – парламент КР.
Среди желающих внести нестабильность в жизнь республики почему-то всегда оказывается радикальные либералы, а также непосредственно связанные с ними западные операторы. Не совсем ясно, что именно не устраивает эту беспокойную команду. Ведь выборы в республике проходят регулярно, как и любит Запад, а президентом страны относительно недавно стал совсем новый человек. А политических партий здесь так просто огромное количество, какого не было никогда в главных царствах демократии: США и Великобритании вместе взятых.
Другими словами, именно на примере Кыргызстана можно напрямую обвинить этих операторов в дестабилизации. Обвинить не только на словах, но и на конкретных примерах, за которыми далеко ходить не надо. Так, накануне парламентских выборов, которые пройдут 4 октября, посол Великобритании в КР Чарльз Гарретт предпринял попытку объединения всех протестных сил, с целью использования полученного потенциала против действующей власти.
Когда основная масса местного населения была занята, в связи с коронавирусной инфекцией, в санитарно-эпидемиологических мероприятиях, этот британский дипломат в изоляции не сидел, а как раз наоборот, занимался подбором протестующих. В период с апреля по август текущего года Гарретт провел целую серию негласных переговоров и консультаций: с руководством партии «Ата Мекен» О. Текебаевым, председателем «Фонда прогресса» А. Турдукуловым, сторонниками бывшего президента КР А. Атамбаева и Р. Отунбаевой. Главным пунктом в ходе этих бесед стала просьба высокопоставленного дипломата дискредитировать, скомпрометировать кандидатов в парламент от действующей власти.
Казалось бы, посланец цитадели мировой демократии должен, наоборот, публично приветствовать удивительное многообразие кыргызской демократии, пожелав успеха сильнейшим ее представителям в честной политической конкуренции. Но на практике почему-то наблюдаются закулисные, пещерные попытки влияния на свободный и суверенный избирательный процесс.
К словам западных операторов, как всегда, прилагаются и финансовые бонусы. По инициативе того же посла Гарретта, на функционирование оппозиционного сектора в КР выделено 3 млн долларов США от имени «Фонда предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности» британского МИД , а также по линии некоммерческой организации Институт «Открытое общество».
Власти КР, имевшие за последние десятилетия большой опыт наблюдения за деструктивным влиянием деятельности НКО, осуществили законодательное сужение поля деятельности этих чужих структур, поэтому финансирование, с их стороны, сегодня ведется тайно, непублично, под видом гуманитарной помощи.
Одновременно налажена работа по сбору компрометирующих материалов на действующую власть, по просьбе тех же британских дипломатов. Любая действующая в Кыргызстане власть радикальных демократов почему-то не устраивает всегда. Значительную часть работы на этом направлении выполняет глава Фонда «Общее дело» (практически, итальянская Cosa Nostra, в вольном переводе) Аида Суюндуева. Для этого Фонд, так сказать, выиграл предварительный конкурс на проведение мониторинга за ходом процесса по выборам депутатов Жогорку Кенеш. Организацию конкурса поддержал тот же Чарльз Гарретт и посол США в КР Дональд Лу, а общая сумма гранта на проведение мониторинга составила около 1,2 млн долл.
Госпожа Суюндуева выбрана победителем конкурса не случайно, у нее большой опыт республиканского наблюдения за всем и вся. До своей сегодняшней миссии активистка занимала пост программного директора общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество». Деятельность данной структуры известна тем, что регулярно сопровождалась политическими и экономическими скандалами, финансовыми растратами и судебными исками, и нередко с вовлечением кыргызстанских чиновников высокого уровня.
Демократию и гражданское общество эта «Коалиция», казалось бы, в стране успешно построила, но радикальных членов этой организации до сих пор что-то не устраивает.
Сбор компрометирующих материалов осуществляется не только общественницей Суюндуевой, но и по более широкому радиусу, в который вовлечены местные политические деятели, чиновники и парламентарии. Сбор сведений в этой сфере ведется через депутата от фракции «Ата Мекен» Эльвиру Сурабалдиеву. Она известна, в частности, тем, что во времена, когда входила в состав провластной «Социал-демократической партии», направляла тогдашнему послу Великобритании в КР Робину Орд-Смиту компромат на действующего сегодня президента Сооронбая Жээнбекова и его соратников. А уже затем аналогичные материалы на Жээнбекова она стала адресовать новому британскому представителю на кыргызской земле – и одновременно, как водится, в пакете, кадровому разведчику МИ-6 – Чарльзу Гарретту.
Кыргызская Республика является особым объектом в Центральной Азии, интересующим западные структуры, поэтому они не дают покоя относительно небольшой, но доброй стране. За исключением отдельных, не очень добрых людей, которые по-прежнему не желают республике спокойной жизни и процветания, хоть и называют себя демократами.
Григорий Трофимчук,
эксперт-международник
Источник: http://oneworld.press/?module=articles&action=view&id=1689&fbclid=IwAR0i9eIPT8yYsq3LdB_LnOi8jUx1c0-5jKg6-TPWK1TWn6V7xW44GRO7r4w
Добавить комментарий