«Перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в обеспечении биологической безопасности и контроле эпидемиологической ситуации» обсудили в Бишкеке. Организатором дискуссии выступил Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.
Впервые в экспертных дискуссиях не только на площадке ЦЭИ «Ой Ордо», но и Кыргызстана в целом, приняли участие представители официальных структур Казахстана.
Эксперт по международным отношениям, заместитель секретаря Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Байкадам Курамаев напомнил, что в июне прошлого года ЦЭИ «Ой Ордо» провел круглый стол на тему «Национальное законодательство КР, как фактор защиты от биологических угроз в условиях глобальных вызовов», где экспертами было отмечено, что биобезопасность является одной из самых важных составляющих национальной безопасности каждой из стран ЦА.
— Особое внимание было уделено наличию биолабораторий Пентагона в Казахстане и Узбекистане, что соответственно ставит вопросы обеспечения национальной безопасности других стран ЦА. Вместе с тем, необходимо отметить, что размещение подобных лабораторий является внутренним делом каждой страны и не требует согласования со странами соседями, — отметил спикер.
Он также обратил внимание, что за последние несколько лет в масс-медиа стран СНГ вышло много достаточно критических материалов, касательно Центральной референс лаборатории (ЦРЛ) в г. Алматы и ситуации в биотехническом комплексе Казахстана в целом.
— Такие статьи публиковались, например, в связи с январскими событиями в Алмате. Выражались опасения, что биолаборатория могла быть подвергнута нападению, правда без каких либо конкретных фактов. Сейчас активно обсуждается тема биолаборатории уровня BSL4, которая появится в 80 км от границы с Кыргызстаном в поселке Гвардейском. Есть информация, что она строится совместно с США. Мы надеемся, что строительство таких лабораторий в соседней республике осуществляется под контролем казахстанских властей, и работать там будут местные специалисты. На наших мероприятиях эксперты указывали, что отсутствие доступа национальных властей к лабораториям является серьезным препятствием к доверию их работы и доверительных отношений между странами ЦА. При этом стоит отметить, что Казахстан, как и Кыргызстан является участником конвенции КБТО, что обязует каждого участника предоставлять отчеты о деятельности своих биолабораторий. Также в республике декларируют, что вся деятельность лабораторий носит исключительно мирный характер, — сказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что сейчас в мире фактически идет биологическая война: появляются вспышки сибирской язвы и чумы или всеми забытая детская болезнь корь, которая за короткий период унесла жизни около одной тысячи детей в Казахстане и Кыргызстане. При этом представители ВОЗ, вирусологи, микробиологи, бактериологи говорят о том, что человечество будет сталкиваться с еще более опасными инфекциями.
— Ситуация с пандемией показала, что для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности странам ЦА необходимо иметь технические возможности для выявления особо опасных инфекций, включая новые экзотические и взращенные вирусы. Риски, как и в 2020 году быстрого распространения на трансграничном уровне опасных инфекций сохраняются, учитывая, что между странами региона сотни тысяч граждан в ежедневном режиме совершают взаимные поездки, — подчеркнул Б. Курамаев.
По его словам, для решения вопросов биобезопасности региона странам ЦА необходимо сплотиться и создать общую систему, которая регулировала бы вопросы размещения биолабораторий военного назначения между странами Центральной Азии путем консенсуса между национальными органами власти и служила бы основой доверия между народами.
— На предыдущем круглом столе ЦЭИ «Ой Ордо» по вызовам и угрозам для ЦА, секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов сообщил, что находится в постоянном контакте с главами Советов Безопасности ЕАЭС, СНГ, а также ближайших соседей Кыргызстана по вопросам региональной безопасности. Предлагаю направить в адрес Совбез КР предложение о внесении в повестку дня вопроса по созданию общей системы по биобезопасности в странах ЦА с целью выработки предложений по выработке совместного договора. Это позволит поднять статус поднимаемого вопроса на нашем круглом столе на самый высокий уровень и гарантировать внимание высшего руководства стран Центральной Азии к этой проблеме, — подчеркнул эксперт.
Он также добавил, что для Кыргызстана, где идет работа над принятием законопроекта по биобезопасности, важен опыт и сотрудничество с Казахстаном.
Как отметил заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев, «Закон о биологической безопасности КР» сейчас находится в парламенте, где проходит процедуру рассмотрения. Пока же биологическую безопасность в республике регулируют ряд законов, согласно которым ратифицировано присоединение Кыргызстана к международным документам, таким как КБТО, Женевский протокол и т.д.
— Биологические угрозы – это отрицательное воздействие биологических агентов, создающих опасность в социальной, сельскохозяйственной, коммунальной и прочих сферах жизнедеятельности человека. При этом контроль опасных природно-чаговых и вновь возникающих инфекций – это приоритетное направление организаций здравоохранения страны. Мы разделяем биологические риски на четыре основные группы: инфекции и биокатастрофы, эпидемии и пандемии, а также биотерроризм и генно-инженерная деятельность. Т.е. потенциальными факторами угрозы биобезопасности в КР являются: угроза теракта, занос инфекции, природные очаги особо опасных инфекций на территории республики, а также сеть разрозненных микробиологических лабораторий, включающих медицинские и ветеринарные, где есть вопросы, касающиеся биозащиты, — поделился информацией спикер.
Он напомнил, что вопросы биобезопасности в мире стали актуализироваться примерно с 2003 года – после появления SARS –тяжелого острого респираторного синдрома, за которым последовали новые штаммы гриппа, вспышки лихорадок Денге и Чикунгунья, вируса зика, и в 2020 году – коронавируса COVID-19. Кроме того сохраняются природные очаги чумы в Кыргызстане, России, Казахстане, холеры – в Ираке, вирусов Хендра и Нипах, сибирской язвы в КР, РФ и европейских странах.
— Как мы видим, многие изученные инфекции не дают о себе забыть, вместе с ними появляются новые патогены. И практически все они могут иметь большой пандемический потенциал. И мы должны быть к этому готовы, — подчеркнул замдиректора РЦКООИ МЗ КР.
Для Кыргызстана одной из ключевых проблем является наличие природно-очаговых инфекций. В республике более 3 млн гектаров неблагополучной территории, где есть резервуары и переносчики заболеваний – клещи, комары, блохи и другие, что ставит перед страной необходимость проведения постоянного мониторинга и слежения за этой зоной.
— Санитарная охрана территории является частью региональных обязательств Кыргызстана. У нас есть участок около 2 тыс. км общей границы стран СНГ и ЕАЭС, и у нас есть обязательства по недопущению и предупреждению распространения особо опасных инфекций. Наша республика является участником координационных советов и комитетов по вопросам биобезопасности. Уже второй год мы принимаем участие в работе координационного совета стран ОДКБ, где есть определенные стратегические направления, в рамках которых мы также ведем свою деятельность, — рассказал Н. Усенбаев.
Говоря о реалиях и перспективах регионального и международного взаимодействия по обеспечению биобезопасности, он выделил региональный совет ученых, действующий на базе университета Назарбаева, в который входят специалисты стран ЦА и Северного Кавказа.
— Это площадка, где экспертным и научным сообществом обсуждаются исследования, проекты и так далее, касающиеся вопросов биобезопасности в том числе. Нам надо наращивать опыт совместных научных исследований в рамках различных проектов. Такие проекты у нас есть с Российской Федерацией. Достаточно большой опыт работы в этом направлении имеется и с Казахстаном – по исследованиям на трансграничных территориях, а также по обучению специалистов на базе казахстанских научных центров, — пояснил спикер.
На данный момент ведется работа над созданием кыргызско-российского научного центра по исследованиям эпидемиологии и инфекционных болезней.
— Вопрос уже решен, соглашение по его созданию ратифицировано. Сегодня мы уже работаем над положением Центра. Там будет лаборатория с высоким уровнем биобезопасности для персонала. Мы получим доступ к новым технологиям, т.е. усовершенствует свою работу по диагностике и идентификации возбудителей особо опасных инфекций, — добавил Н. Усенбаев.
В свою очередь его коллега из Казахстана – генеральный директор Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева МЗ РК Зауреш Жумадилова, рассказала о ситуации с обеспечением биологической безопасности в своей стране.
Система санитарно-эпидемиологического контроля в Республике Казахстан обеспечивается Министерством здравоохранения РК через Комитет санитарно-эпидемиологического контроля, который состоит из следующих подразделений: Национальный научный центр особо опасных инфекций имени М. Айкимбаева; противочумные станции – их по республике 9, центры дезинфекции в Алматы, Шымкенте, Уральске и Петропавловске. Это также Национальный центр экспертизы и его филиалы. Кроме того в систему входят 17 областных департаментов Комитета санитарно-эпидемиологического контроля, департамент комитета санэпидемконтроля на транспорте и 16 его территориальных отделенческих управления. Также имеются санитарно-карантинные пункты на КПП через госграницу: 5 железнодорожных, 2 в морских портах, 24 в аэропортах и Центр «Хоргос».
Биобезопасность в Казахстане осуществляется на основании Закона РК от 21 мая 2022 года «О биологической безопасности Республики Казахстан». Его основная цель – создание правовых основ регулирования и государственного управления в сфере выявления, учета, контроля и анализа степени риска и внедрения единых критериев оценки рисков, связанных с негативным воздействием биологических факторов на жизнь и здоровье населения, животный и растительный мир.
Закон направлен на:
— гармонизацию нормативной правовой базы РК в области обеспечения биологической безопасности с нормами международного права, международными договорами и соглашениями в области обеспечения биологической безопасности, участницей которых является Республика Казахстан;
— усиление аспектов государственного регулирования в области биобезопасности путем применения разрешительных процедур и аттестации;
— создание и ведение единого реестра специалистов, работающих с биоагентами I-II группы патогенности, единого реестра потенциально опасных биологических объектов;
— развитие основных принципов и подходов биобезопасности, требований к информатизации организаций системы биобезопасности;
— обеспечение социальной и правовой защиты специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами.
— В статье 4 Закона обозначены 5 принципов обеспечения биологической безопасности, из которых я бы хотела выделить пятый принцип – приоритетность национальных интересов. Мы специально внесли этот пункт, потому что он нигде, как выяснилось, не был заложен. Т.е. в рамках международного сотрудничества не допускается принятие обязательств, не соответствующих национальным интересам, способных нанести ущерб государству или ведущих к утрате независимости Казахстана. Мы посчитали необходимым сделать акцент на этом вопросе, — подчеркнула спикер.
Она также обратила внимание, что отдельная глава в Законе посвящена международному сотрудничеству в сфере биобезопасности: «Мы также предусмотрели, что согласно Конвенции о биологическом и токсичном оружии (КБТО) каждая страна должна обозначить свою приверженность открытости и не направленности против других государств, мы эту норму заложили в своем законодательстве».
При этом было отмечено, что человечество постоянно борется с различными биологическими угрозами, многие вирусы давно известны и хорошо изучены, но появляются и новые.
— Кроме того есть такие инфекции, с которыми мы научились эффективно справляться, и даже иногда о них забываем, но они периодически возобновляются. К таким относится, например, чума. В последние годы случаи чумы не регистрируются, но вместе с тем эпизодическая активность ее очагов есть. Т.е. сохраняется риск для населения. Мы готовы активно сотрудничать со странами ЦА в плане предотвращения биологических угроз. Мы можем предложить следующие направления: взаимное информирование о регистрации циркуляции особо опасных и зоонозных инфекций на трансграничных территориях и совместное обследование их трансграничных очагов, совместные научные проекты на базе нашего центра и научных институтов Центральной Азии, а также проведение совместных научных конференций, симпозиумов и др., — добавила З. Жумадилова.
После своего выступления гендиректор Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева МЗ РК ответила на ряд острых вопросов, возникших у участников с кыргызской стороны.
Руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова, рассказала о том, что законопроект «О биобезопасности в КР» прошел лингвистическую экспертизу, и сейчас проходит экспертизу у юристов, после чего продолжится его продвижение в рамках регламента. При разработке законопроекта мы использовали рекомендации Межпарламентской ассамблеи стран СНГ по унификации и гармонизации законодательства в области биологической безопасности.
— Я благодарна коллегам из Казахстана за предоставленную информацию о ситуации с биобезопасностью в РК, но у меня вопрос: Какие регламенты используются в Казахстане в случае утечки патогенов из лабораторий в результате аварий или других внештатных ситуаций для их локализации и нераспространения, в том числе на соседние государства? — обратилась К. Кубатова к главе ННЦООИ.
Спикер из Казахстана заверила, что в республике имеются необходимые регламенты и механизмы реагирования, как на случай возникновения аварий в лабораториях, так и для внештатных ситуаций при ЧС, например, землетрясения или наводнения с потенциалом разрушения биологического объекта.
— У нас есть оценка рисков и возможные пути выхода из таких опасных ситуаций с учетом аспектов трансграничности. Важно отметить, что все патогены в нашей стране занесены в список товаров двойного назначения, соответственно их любое перемещение должно лицензироваться со стороны госорганов. Т.е. для получения лицензии заявляется назначение использования того или иного биологического материала, и в случае нарушения условий лицензии предусматриваются санкции вплоть до уголовного преследования, — пояснила З. Жумадилова.
Следующий вопрос задал директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков: Учитывая, что тема строительства биолаборатории уровня BSL4 в поселке Гвардейском Жамбылской области Казахстана поднималась на наших круглых столах неоднократно, хотелось бы услышать от вас каковы цели ее строительства?
— Конкретно про эту лабораторию я Вам пока не скажу, поскольку она не входит в мою компетенцию, но в связи с пандемией коронавируса COVID-19 в Казахстане встал вопрос о необходимости развивать сеть лабораторий, которые могли бы проводить исследования патогенов I группы – вирусов. Это вопрос стратегическо плана, касающийся биобезопасности страны. Это перспективное направление, но в Казахстане оно пока не осуществляется. Это достаточно дорого, — отметила гендиректор ННЦООИ.
— Т.е. Кыргызстану не стоит опасаться потенциальных биологических угроз, которые могли бы исходить из такой лаборатории, если бы она была построена недалеко от нашей границы? – уточнил И. Шестаков.
Строительство любой лаборатории, по словам З. Жумадиловой, осуществляется по предварительному проекту, который предусматривает меры по обеспечению безопасности.
— Поэтому если Казахстан когда-нибудь будет строить лабораторию такого уровня, то, скорее всего, она будет строиться даже не по национальным, а по международным стандартам, т.к. там будут проводиться более высокого порядка, соответственно, и уровень риска будет выше. Например, сейсмоустойчивость Центральной референс лаборатории третьего уровня безопасности в Алматы рассчитана на 9 баллов, т.е. с случай самого мощного землетрясения ЦРЛ выстоит. Поэтому я думаю, что если будет строиться лаборатория BSL4, будут предусмотрены все меры предосторожности.
Во многих странах есть лаборатории такого уровня, но я думаю, что они не представляют угрозы для соседних государств, потому что в этом случае они бы угрожали в первую очередь той стране, где они располагаются. Поэтому строительство любого опасного объекта любой страной осуществляется с учетом всех рисков для биобезопасности, т.е. все эти риски минимизируются еще в процессе разработки проекта, — рассказала спикер.
Далее свои вопросы озвучил системный аналитик Бактыбек Саипбаев: «У меня есть три вопроса. Первый: В СМИ циркулируют статьи о том, что в связи с военным конфликтом между Россией и Украиной более 30 биолабораторий с украинской территории планируется переместить на территорию Казахстана. Правда это или нет? Второй вопрос: В поселке Гвардейском открылась биолаборатория самого высокого уровня – BSL4. Можно ли будет экспертам из стран ЕАЭС и СНГ посетить эту лабораторию и посмотреть, как она устроена, и чем занимается? И третий вопрос: Есть ли в Казахстане биолаборатории, которые контролируются Пентагоном?»
— Спасибо, что спросили. На самом деле эти вопросы, действительно, активно муссируются. Я хочу вас заверить, что в Казахстане нет никаких американских биолабораторий. Все наши лаборатории казахстанские. Они достаточно открытые, т.е. их можно посетить. Другой вопрос, что необходимо пройти определенные процедуры аккредитации через уполномоченный орган по обеспечению биобезопасности РК – это Минздрав Казахстана, который контролирует всю сеть таких лабораторий в стране. Мы не можем допустить, чтобы иностранные граждане свободно ходили но нашим научно-исследовательским объектам. В нашем институте, как и в других лабораториях, работают только казахстанские специалисты. Мы об этом не один раз говорили, но эти вопросы поднимаются вновь и вновь. Я думаю, что это связано с тем, что некоторые блогеры хотят хайпануть, запуская такие информационные «утки», — добавила З. Жумадилова.
Наталья Лобанова
Источник: https://region.kg/article/biolaboratorii_pentagona_v_kazaxstane_eto_infoutki
Добавить комментарий