KyrgyzworldДругоеКыргызстанОбщество

23 августа — дата окончания Курской битвы, День воинской славы.

ДОРОГА К ОТЦУ

В тот год, 1983-й, мой старший двоюродный брат купил «Жигули». Долго стоял в очереди. А тогда покупка автомобиля дело было хлопотное, иногда не один год уходил пока ты получишь на руки ключи и документы.

Итак. Купил он машину в феврале и решил летом отправиться в Курск. В тот году случилась важная дата – сорок лет как погиб его отец на Курской дуге, там он и похоронен. Он никогда не видел отца. Потому что тот ушел на фронт за несколько месяцев до его рождения. И вскоре погиб.

…Наступило лето. Мой двоюродный брат загрузил машину всем необходимым в дороге, взял с собой сыновей 14 и 8 лет отроду и отправился на могилу к их деду.

Дней десять они ехали от Джалал-Абада до Курска. Тогда ведь и дороги были не везде хорошие, и придорожных гостиниц и кафе было очень мало, и заправки не часто попадались.

В общем, доехали они до места – деревеньки в километрах ста от Курска. Как рассказывал брат, красивые места, простор, небо огромное.

В деревне он спросил первого попавшегося жителя – немолодую женщину – где кладбище. Он спросила, кто там похоронен. Брат сказал, что его отец, погибший в той страшной битве. Женщина сказала, что ему тогда нужно не кладбище и предложила показать куда.

Она села в машину и показала дорогу. В километрах двух от деревни посреди поля он сказала остановиться. Все вышли из машину. Она показала на тропинку, уходящую от проселочной дороги в огромное поле. Там, вдалеке, виднелось что-то посреди трав.

Женщина сказала, что погибшие бойцы похоронены там. Рядом с местом, где приняли последний бой. А поле не стали распахивать. Слишком много было в нем железа.

Брат сказал, что на памятнике над братской могилой он нашел фамилию отца – Исмаилов. Среди почти сотни фамилий – казахские, узбекские, русские, татарские, украинские, еврейские…. Он прочел молитву, единственную которую знал. Сыновья молча стояли рядом.

…Женщина ждала из у машины. Затем они поехали в деревню. Она пригласила их переночевать. Вечером рассказывала, как удалось ей выжить. Спросила еще, ничего страшного, если над могилой, где похоронены и мусульмане в том числе, православный батюшка читает молитвы. Брат не знал, что ответить. Но сказал, что так можно. Наверное.

Через еще десять дней вернулся. Собрались многочисленные родственники. Он рассказа про свое путешествие. Его мама, моя тетя, прочла молитву, все помолились тоже.

Эгамберды Кабулов

 

Добавить комментарий